Содержание
Введение 4
Глава 1.Теоретические основы анализа психологических особенностей личности 8
1.1. Психологическая характеристика личности, основные факторы ее формирования и тенденции развития 8
1.2. Подходы к изучению личности в отечественной психологии 19
1.3. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии 24
1.4. Определение психологической структуры личности, ее особенностей, направленности, потребностей, мотивов и интересов 30
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей менеджера по персоналу 41
2.1. Методы эмпирического исследования личностных особенностей менеджера по персоналу и менеджера по продажам 41
2.1.1.Метод наблюдения, краткая характеристика и его применение в оценке личностных особенностей менеджеров по персоналу и по продажам 41
2.1.2.Методы опроса и анкетирования, краткая характеристика и применение в оценке личностных особенностей менеджеров по персоналу и по продажам 50
2.1.3.Беседа как один из методов эмпирического исследования личностных особенностей менеджера по персоналу и менеджера по продажам 59
2.2. Количественно-качественный анализ ( или контент –анализ) результатов исследования личностных особенностей менеджера по персоналу и менеджеров по продажам 68
2.3. Психологический портрет менеджера по персоналу , оценка результатов исследования личностных особенностей, основные выводы. 72
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Приложения 86
Введение
Выбирая тему дипломной работу, я решила остановится на таком актуальном вопросе в наше время, как изучение личностных особенностей менеджера по персоналу.
Чем обусловлена актуальность этой темы:
Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволяющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психологии личности – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни. Актуальность исследования процессов изучения личностных особенностей менеджера по персоналу обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики в сфере психологии труда.
Знакомство с литературой вызвало у меня интерес к исследованию личностных особенностей человека (менеджера по персоналу). Эта тема была разработана такими известными психологами в отечественной психологии как: Ананьевым Б.Г., Абульхановой К.А., Фельдштейном Д.И., Леонтьевым А.Н. и Петровским А.В., Платоновом К.К, Узнадзе и многими другими. В зарубежной психологии – это Холл Э., Кречмер, Фрейд З. – биогенетический подход к изучению личности. Торндайк Э., Скиннер Б.- социогенетический подход ( теория научения), Доллард У., Левин К. – теория ролей. Эриксон Э. – психогенетический подход ( теория психодинамической ориентации), Шпангер Э., Маслоу А. – теория персонологической ориентации.
Предметом исследования являются личностные особенности менеджера по персоналу.
Объектом исследования является менеджер по персоналу, как человек, индивид, личность, профессионал.
Цель для своего исследования я определила следующую: изучить личностные особенности менеджера по персоналу, выявить основные тенденции развития личностных качеств в будущем, а также дать основные рекомендации по исследованию личностных способностей индивида.
Гипотеза:
В ходе исследование было выяснено, что менеджер по персоналу обладают такими личностными особенностями как:
- Коммуникативные особенности: потребность в общении, стремление к людям.
- Организаторские особенности.
- Самообладание, самоуправление.
- Уверенность в себе.
- Адекватная самооценка, критические особенности.
В связи с поставленной целью исследования, результат по выявлению личностных особенностей индивида был достигнут при использовании психологических методов, путем сравнительного анализа личностных характеристик и особенностей двух разных объектов исследования
( менеджера по персоналу и менеджера по продажам).
Итак, в работе были использованы следующие методы по выявлению личностных особенностей объектов исследования (менеджера по персоналу и менеджера по продажам):
-
Методы эмпирического исследования: наблюдение (вербальная и невербальная коммуникации), беседа, тестирование по методикам: тест особенностей личности (FPI), разработанный Й.Фаренбергом, ориентировочная анкета (состоящая из 120 вопросов), методика «Субъективного локус контроля» и другие.
2.Метод специализированного исследования: количественно-качественный анализ ( контент-анализ).
Оценка выявления личностных особенностей человека имеет важное теоретическое и практическое значение в современной психологии личности и социальной психологии по изучению взаимоотношений между людьми в сфере трудовой деятельности.
Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
- Анализ литературы по данной тематике;
-
-
Психологическая характеристика личности, основные факторы ее формирования и тенденции развития;
-
Подходы к изучению личности в отечественной психологии;
-
Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии;
-
Определение психологической структуры личности, ее особенностей, направленности, потребностей, мотивов и интересов;
-
Исследование объектов: менеджера по персоналу и менеджера по продажам негосударственной компании «Сириус»;
-
Проведение сравнительного анализа личностных качеств менеджеров по персоналу и личностных качеств менеджеров по продажам;
-
Выделение личностных качеств менеджера по персоналу;
-
Методы эмпирического исследования личностных особенностей менеджера по персоналу и менеджера по продажам;
-
Метод наблюдения, краткая характеристика и его применение в оценке личностных особенностей менеджеров по персоналу и по продажам;
-
Методы опроса и анкетирования, краткая характеристика и применение в оценке личностных особенностей менеджеров по персоналу и по продажам;
-
Беседа как один из методов эмпирического исследования личностных особенностей менеджера по персоналу и менеджера по продажам;
-
Количественно-качественный анализ (или контент–анализ) результатов исследования личностных особенностей менеджера по персоналу и менеджеров по продажам;
-
Психологический портрет менеджера по персоналу, оценка результатов исследования личностных особенностей, основные выводы.
Содержание работы нашло свое отражение в двух главах:
-
-
-
Теоретические основы анализа психологических особенностей личности
-
Эмпирическое исследование личностных особенностей менеджера по персоналу
Организованное исследование личностных особенностей менеджера по персоналу было проведено на базе коммерческой компании «Сириус», занимающейся коммерческой деятельностью в сфере реализации товаров потребительского значения, в исследовании приняло участие 10 человек.
Заключение
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что внимание на изучение личностных особенностей личности в психологии сориентировано достаточно давно, но данные знания в жизненных ситуациях применяются очень редко или не в полной мере.
При написании работы использовалась специальная литература по психологии личности и социальной психологии, включая учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных психологов на тему влияние личностных качеств изучаемых индивидов на выбор профессиональной деятельности, применения различных методик для изучения личностных качеств персонала.
В дипломе, в первую очередь, сочла необходимым рассмотреть материалы, касающиеся теоретических основ анализа психологических особенностей личности, а именно: психологической характеристики личности, основных факторов ее формирования и тенденций развития, это связано прежде всего с попыткой проанализировать, как формировались основные черты, характеризующие становление и структуру развития самой личности и ее особенностей.
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Была рассмотрена подробно сущностная характеристика личности и ее основные особенности, которые определяются:
1.Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.
2.Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием
или наличием в них противоречий, отражающих противоположные
интересы разных слоев общества.
3.Степенью осознанности человеком своего места в обществе.
4.Содержанием и характером потребностей и интересов
5.Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Были рассмотрены основные факторы формирования личности.
1.Особенности физиологии высшей нервной деятельности личности
2. Анатомо-физиологические особенности личности —Задатки
3.Важнейшими факторами формирования личности выступают окружающая среда и общество: природно-географическую среду, макросреда, микросреда, общественно полезная деятельность.
Здесь же были рассмотрены основные подходы изучения личности с точки зрения отечественных и зарубежных психологов. На основе данных подходов были рассмотрены важные понятия как личность, профессия, менеджер и как они объясняются с точки зрения отечественной и зарубежной психологии. И наконец мы рассмотрели понятие психологической структуры личности, которое включает в себя: Психологическую сторону личности, психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования мировоззренческую сторону, мировоззрение личности, моральный облик личности, нравственный облик личности, социально-психологическую сторону личности, отношение к другим людям, социальные роли личности социальные позиции личности, социальные установки личности. Не маловажным понятием в определении личностных особенностей личности является ее структура и определение потребностей личности.
Во второй главе дипломной работы было рассмотрено Эмпирическое исследование личностных особенностей менеджера по персоналу. Оценка личностных качеств менеджера по персоналу осуществлялась, с помощью методов эмпирического исследования – наблюдения (вербальной и невербальной коммуникации), опроса и анкетирования, беседы, специализированного метода исследования – количественно-качественного анализа ( контент-анализа).
В результате применения данных методов психологического исследования были сделаны следующие выводы.
1.На мой взгляд наиболее рациональными и результативными методами оценки личностных особенностей и качеств менеджера по персоналу являются: наблюдение и беседа, а также анкетирование, именно на основе данных методик мы смогли составить полных психологический портрет исследуемого нами объекта ( менеджера по персоналу).
2.Составление психологического портрета менеджера по персоналу стало своеобразным подведением итогов наших исследований в области оценки личностных особенностей изучаемого индивида.
3.Оценивая психологический портрет менеджера по персоналу дадим некоторые рекомендации руководителю по эффективному управлению индивидом и оценке личностных качеств и особенностей менеджера по персоналу.
Рекомендации:
-
Явное проявление заботы и отдачи в любом виде (моральном или материальном) и любом количестве (на первом месте в его шкале ценностей стоит частота поощрений, а лишь затем их форма и размер).
-
Не торопить, давать точно оговоренный лимит времени ( назначить срок исполнения 1 час, 2 дня , месяц и стараться раньше срока не требовать результата).
-
Учитывать склонность к контролирующей деятельности и аккуратной отчетности.
-
Учитывать, что признанный авторитет его руководителя - основа его комфортного самочувствия и результативности в работе.
-
Иметь в ввиду, что как правило он имеет свой взгляд на вещи, но в высказываниях осторожен.
-
Иметь в ввиду, что индивид любит докапываться до сути, но при жестких установках (приказах руководства) дальше дозволенного “копать” не будет.
Список использованной литературы
I.Учебная литературы:
-
Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. — М.: Изд-во МГУ, 1999.- 84с.
-
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1999- 368c.
-
Алимова М.А. «Проявление личностной ригидности в динамике становления профессиональных установок»,автореферат, 2002г. с.10-12.
-
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1999.- 125с.
-
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.. 1971. с. 340с.
-
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999.- 246с.
-
Андреева Г.М., Богомолов Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). — М.: Изд-во МГУ, 1999.-345с.
-
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1999.- 313с.
-
Анциферова ПИ. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. М., 1999. 248с.
-
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 1999.с. 609с.
-
Битянова Р. М. Социальная психология. М., 2001.- 328с.
-
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1999.-415с.
-
Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1998-213с.
-
Гоштаутас А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентации // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. —Л., 1999.- 265с.
-
Гржегорясевская И.А., Жуков Ю.М. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы. // Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1999.- 213с.
-
Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1998.- 215с.
-
Жуков Ю. М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М, 1999.- 128с.
-
Зайверт Л. “Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время” М.: Интерэксперт, 1999.- с. 87-90
-
Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности».1987г.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов 1999. с. 324
-
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты — М.: Изд-во МГУ, 1999- 325с.
-
Крысъко В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М., 2001.- 318с.
-
Социальная психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В. Крысько. — СПб.: Питер, 2003. — 286 с.: ил
-
Крысъко В. Г, Словарь-справочник по социальной психологии. СПб., 2003.- 465с.
-
Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2002.-325с.
-
Кулагин Б.Б. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1998.- 123с.
-
Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. — М.: Гардарики, 2001. — 397 с.
-
Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Наукова думка, 1999.-123с.
-
Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя М. Экономика, 1991.-с.13-15
-
Логинова Н.А., Семенов В.Е. Биографический метод и контент-анализ. Методологические и методические проблемы контент-анализа. — М.; Наука, 1999.- 213с.
-
Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 2000.- 487с.
-
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999.-256с.
-
Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1999.- 128с.
-
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1999.-131с.
-
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999.- 217с.
-
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М, 1999. 365с.
-
Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов, 1999- 400с.
-
Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях — Л.: Изд-во ЛГУ, 1999.- 184с.
-
Социальная психология / Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001.- 248с.
-
Филатова Е. Соционика для вас: наука общения, понимания и согласия. Новосибирск, 1999.-318с.
-
Чуфаровский Ю.В. Учебник « Юридическая психология», 2002г. с. 58-63. электронная версия http://yurpsy.fatal.ru/help/bib/chufar/chufar.htm#b
-
Шапарь В.Б. Методы социальной психологии: Учебное пособие, серия «Учебники». — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288с.
-
Шапарь В.Б. Книга практического психолога. В 2-х частях. — Харьков: Фортуна—пресс, 1999.- 378с.
-
Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 218с.
-
Шапарь В.Б. Этика и психология менеджмента. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 345с.
-
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.- 214с.
-
Шихарев П.Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН, 1999.- 129с.
-
Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
II. Печатные издания:
-
Базарова Г. Т. статья «Социально–психологические особенности профессиональной деятельности менеджера», журнал «Корпоративный менеджмент» № 11, 2003г. с. 15-56.
-
Вудкок М. Д. Фрэнсис «Раскрепощённый менеджер», Издательство «Дело», перевод на русский язык, выпущенная статья, 1999 г. - с. 13-24
-
Пшеничнов В.М. Техника делового общения. Курс лекций. Электронная версия. http://www.korolewstvo.narod.ru/kombes.htm
-
Сартан Галина «Составление психологических портретов сотрудников» статья консультационно - учебного центра
« Катарсис» электронная версия http://bi.katarsis.ru/art13.php
Приложения
-
Сводная таблица наблюдения
|
Менеджер по персоналу
|
Менеджер по продажам
|
Оценка
|
3
|
4,3
|
-
Сводная таблица по методу опроса и анкетирования
Процедура включала в себя несколько блоков:1.Структурированное интервью, состоящее из 120 вопросов ( анкетирование заочное).2. Батарея из 6 тестовых методик.3. Деловая игра по методу кейсов.4. Аналитические задачи.
Продолжительность процедуры: 5 часов.
Характеристика
|
Менеджер по персоналу
|
Менеджер по продажам
|
Знание специфики работы руководителя
|
Высокое
|
Слабое
|
Способность принимать решения
|
Высокая
|
Средняя, формальный подход
|
Локус-контроль
|
Адекватен
|
Двойные стандарты
|
Способность брать на себя ответственность
|
Высокая
|
Низкая
|
Способность делегировать полномочия
|
Высокая
|
Низкая
|
Особенности мотивационной сферы
|
Высокая
|
Мотивация статусом, мотивация на обучение низкая
|
Ориентация на достижение результата
|
Есть
|
Формальная
|
Ориентация на сотрудничество
|
Есть
|
Внешне да, по сути - нет
|
Способность к анализу
|
Высокая
|
Склонна к поверхностному анализу
|
Навыки планирования и контроля
|
Развитые
|
Есть, но слаборазвиты
|
Отношение к руководству, подчиненным, коллегам
|
Ровное
|
Ровное
|
Приложение3.Результат количественно-качественного анализа (контент-анализа)
Характеристики
|
Менеджер по персоналу
|
Менеджер по продажам
|
В деле
|
рассудителен, уверен, требователен, любит работать в коллективе ( группе), выполняя роль наставника и воспитателя.
|
Эмоциональна, нравится ощущение власти, любит не учить, а поучать
|
В действиях
|
ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять, скорее склонен упрощать проблемы; - легко идет на перемены;
- сторонник справедливости, проявляюший бойцовские качества и следующий нормам морали и закона.
|
Ориентирована на формальное выполнение задач
|
В общении
|
открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти, не любит шуток, особенно “злых” ( в общении с руководителями - активен, терпелив, корректен; с подчиненными - наставник и воспитатель, проявляющий чувство товарищества).
|
Эмоционально закрытая, держит дистанцию. В общении с руководством подобострастна, с коллегами и подчиненными высокомерна.
|
В конфликте
|
готов поступиться личным авторитетом защищая авторитет уважаемой им организации (защищает “честь мундира” не боясь за свой авторитет).
|
Будет спасать свою шкуру
|
В стрессе
|
возможна неуверенность и депрессия (“усталость”) на начальных этапах переходящая в активные действия.
|
возможна неуверенность и депрессия
|
Отношение
|
к руководству- признание авторитетов и “формализм” в случае их отсутствия, к коллегам - ровное, без мстительности, но при покушении на собственные жизненно важные интересы - ставит на место резко и беспощадно, к жизненно важным ценностям- дорожит доверительностью, эмоциональной связью и покровительством авторитета, знаками внимания со стороны окружения, к собственной карьере - карьерист, не отодвинется и не пропустит вперед, стремится к более высокому посту
|
ровное
|
Приложение4. Количественно-качественный анализ – психологическая модель коммуникации (общая).
Средства
Форма
Содержание
Ситуация
Микросреда
Личность
Приложение 5. Психологический портрет менеджера по персоналу
Психологическая оценка параметров личности
1.Потенциал личности (психологический портрет менеджера по персоналу):
В ДЕЛЕ: рассудителен, уверен, требователен, любит работать в коллективе ( группе), выполняя роль наставника и воспитателя.
В ДЕЙСТВИЯХ: - ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять, скорее склонен упрощать проблемы; - легко идет на перемены;
- сторонник справедливости, проявляюший бойцовские качества и следующий нормам морали и закона.
В ОБЩЕНИИ: открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти, не любит шуток, особенно “злых” ( в общении с руководителями - активен, терпелив, корректен; с подчиненными - наставник и воспитатель, проявляющий чувство товарищества).
В КОНФЛИКТЕ: готов поступиться личным авторитетом защищая авторитет уважаемой им организации (защищает “честь мундира” не боясь за свой авторитет).
В СТРЕССЕ: возможна неуверенность и депрессия (“усталость”) на начальных этапах переходящая в активные действия.
ОТНОШЕНИЕ: к руководству- признание авторитетов и “формализм” в случае их отсутствия, к коллегам - ровное, без мстительности, но при покушении на собственные жизненно важные интересы - ставит на место резко и беспощадно, к жизненно важным ценностям- дорожит доверительностью, эмоциональной связью и покровительством авторитета, знаками внимания со стороны окружения, к собственной карьере - карьерист, не отодвинется и не пропустит вперед, стремится к более высокому посту .
Особенности личностного поведения.
-
Порядочен, честен и прямолинеен.
-
Своему успеху радуется искренне, но предвидит нападки врагов и завистников.
-
К материальным и моральным вознаграждениям относится спокойно, без алчности и восторга, воспринимает как должное.
-
К чужим неудачам внешне проявляет чувство товарищества, но без особой “участливости”, как бы по долгу дружбы (или службы).
-
Собственные неудачи переживает тяжело и трагично, но недолго.
-
Хорошо работает в условиях рутинности
Явное (видимое всеми и бросающееся в глаза, но не обязательно отражающее истинные способности человека) и скрытое (свойства личности “спрятанные” от посторонних глаз в силу особенностей характера, но как правило определяющие его деловую активность) поведение личности.
Явное поведение личности
|
Скрытое поведение личности
|
Уверен, смел, активен
|
активен, либерален, быстро и качественно находит пути разрешения проблем
|
независим и самостоятелен
|
склонен придерживаться сильных авторитетов
|
Не совсем терпелив, но не склонен разрушать порядок
|
“новое” воспринимает быстро, с энтузиазмом
|
работоспособен , не ищет легкой жизни и легких путей
|
склонен к “запоминанию”, не будет делать даже попыток оптимизировать и облегчить свой труд, опирается в основном на предыдущий опыт
|
рационален, опирается на житейскую логику, внешне невозмутим
|
подвержен перепадам настроения, временами испытывает беспокойство, истощенность, усталость
|
дружелюбен, охотно работает в коллективе ( группе)
|
настроен получать от людей отдачу (положительную оценку) в любом виде: моральном (признание, подчеркнутое уважение и т.п.) или материальном
|
Обладает прямым типом мышления, без ассоциаций, склонен к механическому запоминанию, бесхитростный.
Резюме: Лидер, хороший руководитель, коммуникатор, склонный к выполнению функций контроля и наставничества. Максимально надежен и результативен при выполнении контролирующих и воспитательных функций в хорошо организованной и регламентированной замкнутой системе.
18.222.119.148
|