Содержание
Введение 3
Глава 1.Сущность и структура государственного бюджета Российской Федерации 5
1.1. Экономическая сущность государственного бюджета 5
1.2. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации 13
1.3. Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения на территории Российской Федерации 18
Глава 2.Роль государственного бюджета как инструмента государственного регулирования экономики 27
2.1. Государственное регулирование экономики: основные инструменты и методы 27
2.2. Государственное регулирования экономики США и Российской Федерации с помощью бюджета: сравнительная характеристика 31
Глава 3.Основные проблемы государственного бюджета Российской Федерации и предложения по урегулированию 38
3.1. Основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе 38
3.2. Проблемы формирования государственного бюджета России и предложения по их урегулированию 44
3.3. Основные перспективы развития государственного бюджета и прогноз социально-экономического развития России 48
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 64
Введение
Выбирая тему дипломной работы я решил остановится на таком актуальном вопросе в наше время, как «Бюджет государства и его роль как инструмента государственного регулирования».
Здесь актуальность рассматривается с точки зрения, что бюджет – это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
Объектом дипломной работы является бюджет государства как инструмент государственного регулирования экономики, его проблемы исполнения бюджетов разных уровней в Российской Федерации.
Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
-
Определить экономическую сущность государственного бюджета;
-
Дать понятие и особенностей бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации;
-
Проанализировать доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения на территории Российской Федерации;
-
Рассмотреть государственное регулирование экономики: основные инструменты и методы;
-
Провести анализ государственного регулирования экономики США и Российской Федерации с помощью бюджета;
-
Определить основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе;
-
Исследовать проблемы формирования государственного бюджета России и предложения по их урегулированию;
-
Рассмотреть основные перспективы развития государственного бюджета и дать прогноз социально-экономического развития России на будущее.
Цели и задачи работы определили её структуру. Дипломная работа состоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется актуальность, объект исследования, описываются цели, задачи, структура дипломной работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается сущность и структура государственного бюджета Российской Федерации;
- Практическое исследование, в котором анализируется роль государственного бюджета как инструмента государственного регулирования экономики с использованием основных методов инструментов;
-
Рекомендательная часть, в которой приводятся основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе; рассматриваются проблемы формирования государственного бюджета России и предложения по их урегулированию, а также основные перспективы развития государственного бюджета и прогноз социально-экономического развития России.
- Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе;
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном).
Заключение
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод о том, что на современном этапе бюджетная система нуждается в реформировании прежде всего нормативно-правовой базы.
В дипломе в первую очередь счел необходимым рассмотреть материалы, касающиеся основных понятий государственного бюджета и бюджетной системы, а также его экономической сущности. И основные направления поступлений и расходования бюджетных средств.
Итак, Бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы - бюджетное устройство страны.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти.
С экономической точки зрения понятие государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, при этом бюджет рассматривается как триединое понятие - как денежные отношения, как экономическая форма существования распределительных отношений, как самостоятельная экономическая категория.
Основными функциями бюджета являются перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, государственное регулирование и стимулирование экономики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.
Основными методами перераспределения национального дохода в пользу государства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Итак, на сегодняшний день для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд важных механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие цели которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года, и сделать бюджет основой основ на котором будет держаться стабильность и процветание в России.
Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо понять и осмыслить роль бюджета как инструмента государственного регулирования экономики страны в целом. Для этого нужно проанализировать основные методы и инструменты государственного регулирования, что мы и сделали в второй части данной работы.
Во второй части дипломной работы была рассмотрена роль государственного бюджета как инструмента государственного регулирования экономики, его основные методы и задачи, а также проведена сравнительная характеристика государственного регулирования США и России, в области регулирования дефицита бюджета и сделаны соответствующие выводы.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели.
В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Так, например, в США в 2001 году дефицит бюджета составлял 203 млрд. долл. А государственный долг был равен 4,6 трлн дол. На начало 2003 года государственный долг составил 6,8 трлн. долл. Но следует отметить разницу между государственным долгом Российской Федерации и государственным долгом США.. В США – это, в основном, внутренний долг, и только 14% государственных долговых обязательств составляют внешний долг. В Российской Федерации, это, в основном, внешний долг. Если на 1 января 2004 года государственный внешний долг будет составлять 157 млрд долл, согласно статье 91 проекта федерального бюджета на 2003 год. А внутренний долг, согласно статье 80, – 575,7 млрд. рублей, что в переводе по прогнозируемому курсу в 30 рублей за доллар, составляет 19,19 млрд долл. Следовательно, общий государственный долг будет составлять 157,00 + 19,19 = 176,19 млрд долл. А внешний долг Российской Федерации будет составлять 89 % государственного долга.
Проект бюджета на 2004 год предлагается бездефицитным, хотя ликвидация дефицита достигнута частично за счет заведомого занижения части процентных платежей по долговым обязательствам правительства, приостановлением действия законодательных актов в связи с тем, федеральным бюджетам не предусмотрены средства на их реализацию. Таких актов 39 они приведены в приложении 5 к проекту федерального бюджета на 2004 год. Доходы бюджета поддерживаются высокими ценами на мировом нефтяном рынке.
В заключительной части дипломной работы были исследованы основные проблемы государственного бюджета Российской Федерации и даны предложения по их урегулированию.
Итак, Проанализировав результаты государственного регулирования бюджета за 2003 год можно сказать, что на сегодняшний день существует еще много недостатков в формировании доходной и расходной части бюджета, главной проблемой является дефицит бюджета. Рассмотрев проблемы были даны основные рекомендации по эффективному формированию доходных и расходных частей Российского бюджета. А также были рассмотрены основные перспективы развития государственного бюджета на наступивший 2004 год и даны прогнозы социально-экономического развития. Предполагается, что бюджет 2004 г. станет бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было. Вся структура бюджета, все его конкретные элементы направлены на достижение основных показателей экономического роста, повышение уровня жизни, реальных доходов населения. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2004 г. Его успешное выполнение — залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.
В заключении следует отметить, что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно.
А значит, политика в плане бюджета идет полным ходом, и причем в правильном направлении. Но это только начало реформ, много задач и проблем предстоит еще решить.
Список использованной литературы
-
Конституция Российской Федерации с комментариями конституционного суда РФ. Издательство «Инфра-М», 2003г. с.200.
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 15 апреля 2003г. Серия «Библиотека Российского Законодательства». Издательство «Омега –Л» 172с.
-
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 115-ФЗ, от 08.08.2001 N 127-ФЗ, от 07.05.2002 N 51-ФЗ).
-
Федеральный закон от 7.07.2003 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»» и Федеральный закон от 11.11. 2003 № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».
-
Постановление Правительство Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».
-
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 года № 554.
-
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2004 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 апреля 2004, с.3.
-
Концепция совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1998–2001 гг. и Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г.
-
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.456с.
-
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.318с.
-
Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.128с.
-
Журавлев В.В., Савруков Н.Т. «Государственный бюджет : Конспект лекций», 2003г. с.196.
-
Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник .- М.: Флинта, 2002.с. 318.
-
Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка .- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.247с.
-
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2003.318с.
-
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.218с.
-
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.
-
Сорокина Т.В. «Государственный бюджет».Издательство «Инфра–М», 2004г.289с.
-
Кучеренко В. Бюджет 2004: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 марта 2004, с.2.
-
Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2003. - №3. – с.4-23.
-
Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2001. - №11. – с.59-67.
-
Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 25) – М.: ИЭПП, 2004. – 440 с. http://www.iet.ru/trend/2003/index.htm
-
www.budgetrf.ru
Приложения
Приложение №1. Расходы федерального бюджета, территориальных бюджетов и консолидированного бюджета в 2002–2003 гг., в % ВВП
Таблица №4.
Расходы федерального бюджета, территориальных бюджетов и консолидированного бюджета в 2002–2003 гг., в % ВВП
|
Федеральный
бюджет
|
Территориальные
бюджеты
|
Консолидирован-
ный бюджет
|
Федеральный
бюджет
|
Территориальные
бюджеты
|
Консолидирован-
ный бюджет
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
Государственное управление и
местное самоуправление
|
0,5
|
0,8
|
1,4
|
0,5
|
0,9
|
1,4
|
Судебная власть
|
0,2
|
0,0
|
0,2
|
0,2
|
0,0
|
0,2
|
Международная деятельность
|
0,3
|
0,0
|
0,3
|
0,2
|
0,0
|
0,2
|
Национальная оборона
|
2,7
|
–
|
2,7
|
2,7
|
0,0
|
2,7
|
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
|
1,7
|
0,5
|
2,2
|
1,9
|
0,4
|
2,3
|
Фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу
|
0,3
|
0,0
|
0,3
|
0,3
|
0,0
|
0,3
|
Промышленность, энергетика
и строительство
|
1,0
|
1,3
|
2,3
|
0,5
|
2,0
|
2,5
|
Сельское хозяйство и рыболовство
|
0,3
|
0,3
|
0,5
|
0,2
|
0,3
|
0,5
|
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика*
|
0,1
|
0,4
|
0,5
|
0,0
|
0,3
|
0,3
|
Жилищно-коммунальное
хозяйство
|
0,0
|
2,3
|
2,3
|
0,0
|
1,9
|
1,9
|
Образование
|
0,7
|
3,0
|
3,8
|
0,8
|
2,8
|
3,6
|
Культура, искусство и кинематография
|
0,1
|
0,4
|
0,5
|
0,1
|
0,3
|
0,5
|
Средства массовой информации
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
Здравоохранение и физическая культура
|
0,3
|
2,1
|
2,4
|
0,3
|
1,9
|
2,2
|
Социальная политика
|
4,4**
|
1,3
|
5,7**
|
1,0
|
1,4
|
2,4
|
Обслуживание государственного долга
|
2,0
|
0,1
|
2,2
|
1,7
|
0,1
|
1,8
|
Финансовая помощь бюджетам других уровней
|
2,7
|
0,0
|
–
|
6,0**
|
0,0
|
3,2***
|
Военная реформа
|
0,1
|
0,0
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
0,1
|
Дорожное хозяйство
|
0,4
|
0,4
|
0,7
|
0,3
|
0,5
|
0,8
|
Целевые бюджетные фонды
|
0,1
|
1,4
|
1,6
|
0,1
|
1,1
|
1,2
|
ВСЕГО РАСХОДОВ
|
18,7
|
15,3
|
31,1
|
17,7
|
14,9
|
29,7
|
** Включая трансферты ПФ РФ на финансирование базовой части пенсии за счет централизуемой в федеральном бюджете части ЕСН.
*** С 2003 г. в данном разделе отражаются трансферты государственным внебюджетным фондам.
Приложение № 2. Законы о бюджете и исполнение федерального бюджета в 1999- 2004 гг. в ценах 1999 г. (млн. руб.)
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
|
Закон о
бюджете
|
Исполнение
|
Закон о
бюджете
|
Исполнение
|
Закон о
бюджете
|
Исполнение
|
Закон о
бюджете
|
Исполнение
|
Закон о
бюджете
|
Исполнение
|
Закон о
бюджете
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
9.
|
10.
|
11.
|
12.
|
Государственное управление и
местное самоуправление
|
13747
|
14846
|
21541
|
20802
|
28550
|
29442
|
34538
|
34232
|
36190
|
36316
|
38074
|
Судебная власть
|
4848
|
4980
|
6758
|
6887
|
7950
|
8282
|
11492
|
11861
|
13850
|
13669
|
16449
|
Международная деятельность
|
36594 22303
|
59077
|
46688
|
9047
|
15561
|
20825
|
28433
|
20845
|
27037
|
15240
|
22303
|
Национальная оборона
|
93703
|
115594
|
117181
|
159507
|
159507
|
150597
|
173062
|
171845
|
180027
|
188126
|
193530
|
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
|
51325
|
55593
|
66391
|
87681
|
92329
|
104313
|
101168
|
116065
|
133123
|
134913
|
153636
|
Фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу
|
11635
|
11312
|
13250
|
14473
|
15498
|
16617
|
17916
|
18927
|
21877
|
22624
|
22854
|
Промышленность, энергетика
и строительство
|
14583
|
17122
|
16698
|
29201
|
31329
|
30973
|
32527
|
64278
|
34247
|
37411
|
33440
|
Сельское хозяйство и рыболовство
|
9284
|
8840
|
9572
|
9572
|
11142
|
14591
|
16633
|
13571
|
16946
|
16334
|
14632
|
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика*
|
902
|
941
|
1364
|
1541
|
21466
|
26040
|
3233
|
4551
|
3182
|
3513
|
2781
|
Развитие рыночной инфра-
структуры
|
0
|
0
|
42
|
63
|
63
|
12
|
12
|
54
|
54
|
54
|
0
|
Образование
|
20866
|
20930
|
26705
|
31720
|
34234
|
38229
|
47612
|
49793
|
53124
|
54333
|
58269
|
Культура, искусство и кинематография
|
3062
|
2880
|
3893
|
4321
|
4479
|
4724
|
6184
|
6219
|
7589
|
7724
|
7965
|
Средства массовой информации
|
2087
|
1997
|
4763
|
4763
|
5071
|
4371
|
5279
|
6028
|
6050
|
6819
|
5374
|
Здравоохранение и физическая культура
|
10239
|
10138
|
13306
|
14043
|
15577
|
16194
|
18707
|
19264
|
19264
|
21399
|
21452
|
Социальная политика
|
41871
|
49193
|
52410
|
56566
|
75605
|
78762
|
247588
|
295508
|
81995
|
75543
|
79739
|
Обслуживание государственного долга
|
166844
|
162862
|
183086
|
214520
|
168209
|
162100
|
176578
|
139969
|
151007
|
120196
|
142256
|
Финансовая помощь бюджетам других уровней
|
43444
|
62742
|
57528
|
84200
|
130914
|
161331
|
149530
|
193958
|
387124
|
433318
|
402655
|
Военная реформа
|
0
|
0
|
|
|
|
|
2972
|
3882
|
10083
|
8765
|
3584
|
Дорожное хозяйство
|
0
|
0
|
|
|
|
|
33227
|
23611
|
43049
|
24345
|
39146
|
Целевые бюджетные фонды
|
44038
|
56209
|
50404
|
81264
|
9746
|
10190
|
8468
|
9187
|
7654
|
7654
|
7808
|
ВСЕГО РАСХОДОВ
|
575047
|
666930
|
711375
|
856226
|
837195
|
929934
|
1140805
|
1251956
|
1276377
|
1281425
|
1315577
|
Источник: Минфин РФ, Госкомстат России, расчеты ИЭПП.
3.135.198.49
|