Содержание
Введение 3
Глава 1. Типовые проблемы подростков и их решение социальными средствами 5
1.1 Характеристика основных проблем подростков 5
1.2 Социальная политика и ее роль в решении проблем подростков 9
Глава 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с подростками 14
2.1. Решение проблем безнадзорности среди подростков 14
2.2 Социальная работа в семье и воспитание ребенка группы риска 22
Заключение 34
Список литературы 36
Введение
Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь.
Его профессиональная деятельность, будучи связанной, с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную, аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.
Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения.
Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт. Именно поэтому тема работы актуальна.
Целью данной работы является типовые проблемы подростков и их решение социальными средствами.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
-
рассмотреть характеристику основных проблем подростков;
-
рассмотреть социальную политику и ее роль в решении проблем подростков;
-
рассмотреть решение проблем безнадзорности среди подростков;
-
рассмотреть социальную работу в семье и воспитание ребенка группы риска.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: трудности подростков и пути их решения.
/////
Заключение
Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь.
В большинстве случаев меры государственной политики направлены уже на последствия, а не на причины того или иного социального
явления.
К типичным проблемам подростков относятся следующие: взаимоотношений с родителями в семье, с учебой, долги, одиночество, безответная любовь, насилие в семье, наркомания, алкоголизм, токсикомания, проституция.
Разработаны Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах подростков). Основными направления являются составная часть социальной политики России, и представляет собой целостную систему мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения подростков, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий, создание благоприятных условий для развития подростков.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения подростков в Российской Федерации создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработать эффективную правовую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Даже после преодоления экономического кризиса, проблемы, связанные с
детской безнадзорностью все-таки останутся. Это долговременная
проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная
работа правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и
других структур исполнительной власти.
Растущая из года в год безнадзорность детей - следствие социальных и экономических потрясений в обществе.
Для работы с безнадзорными подростками социальным работником ведется работа в двух направлениях: «ребенок дома» и «ребенок на улице».
Главным вопросом при организации социальной службы является выделение целевой группы подростков, понимание круга проблем, с которыми работает социальный работник. В настоящее время появляется множество различных вариантов специализации социальных работников социальных служб. Социальный работник устанавливает доверительный контакт. Социальный работник, приступая к деятельности, основной акцент делает на состоянии несовершеннолетнего подростка. Он предлагает варианты досуга, выясняет проблемы, совместно с подростком и его родителями ищет способы их решения. Социальная работа с семьями несовершеннолетних решает задачу оказания социальной помощи всем членам семьи, а также делает возможным оказание им психологической и иной помощи.
Список литературы
-
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
-
Егошина В. Исторический опыт социальной работы в России. М. 1999г.с. 248;
-
Зайнышев Э. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1999 с. 189;
-
Колков В. Социальное государство Российская энциклопедия социальной работы. М.,1997. Т.2 c.512;
-
Лисовский В. Ключевые принципы социальной защиты молодежи Социальная работа. М.: АСОПиР, 2001. № 1 c.23-27;
-
Мирсогатова М.Н. Актуальные вопросы социальной работы с подростками группы риска Социальная работа Под ред. И.А.Зимней. М., 2003г. Вып. 15. с. 32-38.;
-
Мошняга В.П. Социальные основы государственной политики в отношении молодежи Российский журнал социальной работы. 2002г. № 13.с.12-15.;
-
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: ИПП, 2001г. c.256.;
-
Никитин В.А. Начала социальной педагогики. М.: Флинта — МПСИ, 1998г. c.238;
-
Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа» - Москва.: Инфра-М. 1998г.c.128;
-
Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. – Новосибирск, 1999г.c. 418;
-
Сафронова В.М. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М„ 2001г. и др.с. 18-21.;
-
Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.c.256;
-
Руководство по предупреждению насилия над детьми Под ред. Н.К.Асановой. М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС,2003. с. 41-47.;
-
Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки Под ред. М.А.Галагузовой, М.Н.Костиковой. Екатеринбург: УГПУ, 1999г. c.142;
-
Словарь-справочник по социальной работе Под ред. Е.И.Холостовой. М.: Юристъ, 1997г. c.256;
-
Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. М.: ИСР, 2003.с.129.;
-
Специфика социальной работы с различными группами населения Российский журнал социальной работы. 2004г. № 8 с. 18-23.;
-
Социальная работа Под ред. И.А.Зимней. М., 2002г. Вып. 15 c. 56-58;
-
Основы социальной работы Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, cоциальные службы для подростков и молодежи. М.: Институт молодежи, 1999. c. 189.
54.224.124.217
|