Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ 3
1.1 Природа мышления 3
1.2 Психологические теории мышления 6
1.3 Образное мышление 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ 15
2.1 Организация исследования 15
2.2 Описание методик исследования 15
2.3 Проведение и обработка результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Введение
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.
Мышление, формируясь первично в действенном плане, лишь на последующих ступенях развития выделяется из практической деятельности в качестве самостоятельной теоретической деятельности. Не подлежит сомнению, что генетически первичной интеллектуальной операцией было разумное действие, опиравшееся на наглядное мышление, - наглядно - действенное (или "сенсомоторное") мышление, точнее, это было наглядно - ситуационное мышление, непосредственно включенное в практическое действие. Действие, непосредственно соприкасаясь с объективной действительностью, проникая внутрь ее и ее преобразовывая, является исключительно мощным средством формирования мышления, отображающего эту действительность. Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем. В действии сосредоточивается первично самый освещенный, наиболее интеллектуализованный участок сознания. Если И. П. Павлов изображает сознание как светящуюся точку, перемещающуюся по коре головного мозга, то в этой связи можно было бы говорить о мышлении как о светящемся поле, передвигающемся на острие действия и расширяющемся по мере проникновения его в мир.
Лишь затем, на основе общественной практики, развилось теоретическое мышление и более высокие виды наглядно - образного мышления.
Целью данной работы является рассмотрение сущности образного мышления. Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть основные характеристики мышления и дать краткую характеристику теориям мышления.
2. Рассмотреть сущность образного исследования.
3. Провести экспериментальное исследование образного мышления.
4. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: Группа детей (6-7 лет), состоящая из 15 человек.
Предмет исследования: образное мышление.
Гипотеза: дети дошкольного возраста должны обладать образным мышлением.
Заключение
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.
Образное мышление нельзя рассматривать как локальное психическое образование, лишь временно выполняющее свою функцию в онтогенезе. Это фундаментальная особенность психики. Под влиянием обучения и воспитания образное мышление видоизменяется, качественно преобразуется. Это особенно отчетливо выступает в школьном возрасте в ходе интенсивного и специально организованного усвоения знаний, в условиях профориентации, а затем при овладении профессией. Образное мышление развивается на протяжении всей жизни человека, является способностью, определяющей целостное развитие личности, ее уникальность, яркое своеобразие, устойчивые профессионально значимые характеристики.
Иногда в силу разных причин мышление в образах приобретает искаженные формы (иллюзии, галлюцинации, религиозные представления), ярко выраженную индивидуальность проявления (синестезии, эйдетические образы, агглютинация и т. п.), природа которых изучена в психологии крайне мало, несмотря на большую значимость образных явлений в жизни каждого человека.
Исследование механизмов формирования образного мышления в онтогенезе имеет большое значение для возрастной и педагогической психологии, в которой еще не преодолено представление о том, что развитие мышления происходит как своеобразная смена его форм, как вытеснение низших форм при переходе к более совершенным (от наглядно-действенного к наглядно-образному и от него к отвлеченному, теоретическому мышлению). Такое представление, долгое время, сохраняющееся в психологии, определило в известной мере отношение к разработке проблем образного мышления, поскольку последнее нередко отождествлялось только с чувственными формами отражения действительности, описывалось в терминах «эмпирическое», «конкретное», «созерцательное» и противопоставлялось теоретическому, отвлеченному, научному мышлению.
Традиционное описание форм мышления феноменологически фиксировало наиболее яркие черты его проявления в онтогенезе, но не вскрывало подлинных причин развития мышления, сводило функцию образного мышления лишь к промежуточному этапу, вспомогательной опоре в развитии более совершенного — теоретического мышления. Это привело к тому, что усилия психологов в последние годы были сконцентрированы на исследовании в основном понятийного аппарата мышления, роль образов специально и систематически не исследовалась, что обусловило появление некоторых негативных тенденций в оценке значения образных форм мышления в обеспечении познавательной активности человека. Как показано в ряде исследований (Б.Г Ананьев, Л.Л. Гурова и др.) именно через образ осуществляется преобразование человеком предметного мира, без чего невозможно усвоение и использование знаний, овладение умениями и навыками, формирование потребностей, убеждений, интересов. Образ есть «сплав интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский), через него общественно значимое приобретает «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев).
Таким образом, в работе были рассмотрены некоторые аспекты связанные с образным мышлением.
Список литературы
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000.
-
Валькман Ю.Р. Не-факторы — основа образного мышления // Труды II-го Междунар. научно-практ. семинара «Интегрированные модели и мягкие вычисления в искусственном интеллекте». Москва: Физматлит, 2003. С. 26–33.
-
Вертгеймер М. Продуктивное мышление — М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
-
Валькман Ю.Р. Контексты в процессах образного мышления: определения, отношения, операции //Тезисы докладов I Российской конференции по когнитивной науке, 9-12 октября, Казань, 2004
-
Джеймс У. Психология. – М.,1999.
-
Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1999.
-
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. “Тесты для детей” Дельта, 1997
-
Каплунович И. Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. 1999. №1.
-
3. Каплунович И. Я., Аверкин В.Н. Чему учить? Образному мышлению! // Лицейское и гимназическое образование. 1999. №1.
-
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 2000.
-
Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 2001.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М., 2001.
-
Леонтьев А.Н. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2002.
-
Лук А.Н., “Мышление и творчество.” М.: Политиздат, 1976
-
Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. – М., 1999.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2000
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 2002.
-
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 2003.
-
Михайлова З.А., “Игровые, занимательные задачи для дошкольников.” М.: Просвещение, 1985
-
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2003..
-
Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ - М.: Педагогика, 2002.
-
Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 2001.
-
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2002.
-
Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000.
-
Фисюкова Л.Б. “От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.” Харьков: Фолио, 1996
18.116.63.236
|