Значение транспортного налога в развитии экономики регионов федерального округа РФ
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы транспортного налогообложения 4
1.1 Сущность и значение транспортного налога 4
1.2 Законодательное регулирование транспортного налога на региональном уровне 5
1.3 Основы взимания транспортного налога 6
2. Значение транспортного налога в развитии экономики регионов РФ 13
2.1 Характеристика основных показателей регионов 13
2.2 Анализ и динамика поступлений транспортного налога в Самарской и Оренбургской областях 17
3. Основные направления совершенствования транспортного налога 24
3.1 Проблемы взимания транспортных налогов в регионах 24
3.2 Основные направления совершенствования транспортного налога 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение
Целью работы является изучение и раскрытие информации о транспортном налоге.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной в действие Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» с 1 января 2003 года.
Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет и они пользуются им по доверенности.
Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога. А также определить значение налога в регионах федерального Приволжского округа, и его роль в доходах региональных бюджетов.
Предметом исследования выступает транспортный налог.
Объектом исследования является Оренбургская и Самарская область.
Информационным обеспечением работы послужили законодательные акты регионов, Налоговый кодекс РФ, а также учебные пособия и статьи в журналах, и некоторые сайты Интернет.
1. Теоретические основы транспортного налогообложения
1.1 Сущность и значение транспортного налога
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте «б» п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1233 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации»).
1.3 Основы взимания транспортного налога
…………….Для сравнения можно привести анализ ставок на некоторые транспортные средства, установленных в Оренбургской и Самарской областях, а также ставки, установленные налоговым кодексом РФ.
Таблица 1 – Ставки по транспортному налогу, руб.
Транспортное средство
|
Налоговый кодекс
|
Оренбургская область
|
Самарская область
|
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
|
|
|
|
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)
|
|
|
|
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
|
|
|
|
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
|
|
|
|
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
|
|
|
|
Таким образом, видно, что в общей сложности ставки по ряду транспортных средств в Оренбургской области превышают ставки Самарской области. В большинстве случаев Законом Оренбургской области установлены ставки в предельном размере (в 5 раз превышающие) ставки, закрепленные в Налоговом Кодексе РФ.
2. Значение транспортного налога в развитии экономики регионов РФ
2.1 Характеристика основных показателей регионов
Оренбургская и Самарская области относятся к Приволжскому федеральному округу.
Лучше всего в Приволжье люди живут в Самарской области. Ей лишь немного уступают Татарстан и Пермская область. Во всех трех регионах – лидерах нашего рейтинга уровень жизни выше среднего по России. Остальные субъекты ПФО живут хуже среднего россиянина. Самым «нищим» оказался Коми-Пермяцкий автономный округ. Здесь денежные доходы на душу населения почти равны величине прожиточного минимума. Поэтому объединение с благополучной Пермской областью должно пойти жителям автономного округа на пользу……………………
2.2 Анализ и динамика поступлений транспортного налога в Самарской и Оренбургской областях
Для того чтобы проанализировать поступления транспортного налога, необходимо представить в виде таблицы данные по областным бюджетам исследуемых отраслей за 2003-2005 годы.
Таблица 2 – Анализ динамики поступления транспортного налога на территории Оренбургской области, млн.р.
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Темп роста, %
|
|
план
|
факт
|
%
|
план
|
факт
|
%
|
план
|
04/03
|
05/04
|
Доходы всего
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортный налог в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С организаций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С физич.лиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 – Доля транспортного налога в бюджете Оренбургской области
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
|
Темп роста, %
|
|
факт
|
%
к доходам
|
факт
|
%
|
план
|
%
|
04/03
|
05/04
|
Доходы всего
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортный налог в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С организаций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С физич.лиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
………….
Таблица 4 – Анализ динамики поступления транспортного налога на территории Самарской области, млн.р.
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Темп роста, %
|
|
план
|
факт
|
%
|
план
|
факт
|
%
|
план
|
04/03
|
05/04
|
Доходы всего
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортный налог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Основные направления совершенствования транспортного налога
3.1 Проблемы взимания транспортных налогов в регионах
Проблемы сбора транспортного налога стоят в центре внимания глав администраций городов и районов, руководителей и представителей налоговой службы, органов внутренних дел, транспортных организаций.
По анализируемым выше данным, можно сказать, что недопоступления транспортного налога в регионы составляют:
Таблица 6 - Суммы недоимок по транспортному налогу
Транспортный налог
|
2003 год
|
204 год
|
Изменение, %
|
Самарская область
|
|
|
|
Оренбургская область
|
|
|
|
Список использованной литературы
-
Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 5.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями от 2.02.2006)
-
Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. N 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» (с изменениями от 15 декабря 2005 г.)
-
Закон Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 6.11.2002 года №86-ГД
-
Закон Оренбургской области от 31 декабря 2002 г. N 492/75-III-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 25 декабря 2002 г.) (с изменениями от 10 марта 2004 г.)
-
Закон Оренбургской области от 2 сентября 2004 г. N 1450/219-III-ОЗ
"Об исполнении областного бюджета за 2003 год"
(принят Законодательным Собранием Оренбургской области 18 августа 2004 г.)
-
Закон Оренбургской области от 31 декабря 2003 г. N 731/99-III-ОЗ
"Об областном бюджете на 2004 год"
-
Закон Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2719/481-III-ОЗ
"Об исполнении областного бюджета за 2004 год"
(принят Законодательным Собранием Оренбургской области 9 ноября 2005 г.)
-
Закон Оренбургской области от 31 декабря 2004 г. N 1747/278-III-ОЗ
"Об областном бюджете на 2005 год" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 г.) с изменениями от 29 августа 2005 г.)
-
Закон самарской области от 25.12.2002 N 108-ГД «Об областном бюджете на 2003 год» (принят Самарской Губернской Думой 17.12.2002)
-
Закон самарской области от 11.02.2005 N 34-ГД «Об исполнении областного бюджета за 2003 год» (принят Самарской Губернской Думой 25.01.2005)
-
Закон самарской области от 26.12.2003 N 119-ГД «Об областном бюджете на 2004 год» (принят Самарской Губернской Думой 23.12.2003)
-
Закон самарской области от 04.07.2005 N 137-ГД «Об исполнении областного бюджета за 2004 год» (принят Самарской Губернской Думой 21.06.2005)
-
Закон самарской области от 25.12.2004 №166-ГД «Об областном бюджете на 2005 год» от 31 декабря 2004 года
-
Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М., Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
-
Анализ социально-экономического развития Оренбургской области за 2005 год.//www.economy.orb.ru
-
Бизнес-карта 2005. Промышленность. Регион Россия. Т.9. Приволжский. Бизнес-Карта. 2005. – 410 с.
-
Васильева С. Транспортный налог: возникновение, исполнение и обеспечение исполнения обязанности по уплате налога физическими лицами // Налоги. - 2003. - №2. - C.62-70.
-
Воронцова С. Стратегия финансирования // Автомобильные дороги. - 2005. - № 7. - С. 16-18.
-
Гаврилова Н. А. О транспортном налоге // Налоговый вестник. - 2005. - № 4. - С. 102-106.
-
Динамика основных показателей уровня жизни населения Самарской области в 2005 году .//www.adm.samara.ru
-
Кизякина О.А., Кузнецова М.С., Полякова М.С. Транспортный налог по регионам России. НалогИнформ. 2004. – 348 с.
-
Рейтинг благосостояния населения регионов Приволжского федерального округа в первом полугодии 2005. Статья от 29.09.2005 года //www.annews.ru
-
Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.
3.16.66.206
|