Содержание
1. Теоретическое задание 3
2. Аналитическое задание 9
3. Практическое задание 12
Список использованных источников 20
-
Теоретическое задание
Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.
Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.
В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ:
бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.
Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:
-
выявление материальных и финансовых резервов государства;
-
максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
-
максимально точный расчет расходов бюджетов;
-
обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
-
согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
-
осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
2. Аналитическое задание
Статьи расходов бюджета
|
млрд. руб.
|
|
млрд. руб.
|
уд. вес, %
|
темп прироста, %
|
в рас-ходовании
|
в ВВП
|
номи-нальный
|
реаль-ный
|
|
|
Национальная оборона
|
240
|
12,05
|
4,8
|
347
|
17,42
|
6,94
|
44,58
|
40,17
|
Правоохранительная деятельность
|
118
|
5,92
|
2,36
|
181
|
9,09
|
3,62
|
53,39
|
48,10
|
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
|
92
|
4,62
|
1,84
|
137
|
6,88
|
2,74
|
48,91
|
44,07
|
Расходы бюджета
|
1992
|
100
|
39,84
|
1672
|
100
|
33,44
|
-16,06
|
-14,47
|
ВВП
|
5000
|
*
|
100
|
6350
|
*
|
100
|
27,00
|
24,32
|
Инфляция, %
|
18
|
*
|
*
|
11
|
*
|
*
|
*
|
*
|
Статьи расходов бюджета
|
млрд. руб.
|
уд. вес, %
|
темп прироста, %
|
в расходовании
|
в ВВП
|
номинальный
|
реальный
|
|
|
Национальная оборона
|
452
|
22,69
|
9,04
|
88,33
|
80,30
|
Правоохранительная деятельность
|
228
|
11,45
|
4,56
|
93,22
|
84,75
|
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
|
139
|
6,98
|
2,78
|
51,09
|
46,44
|
Расходы бюджета
|
2112
|
100
|
42,24
|
6,02
|
5,48
|
ВВП
|
8750
|
*
|
100
|
75,00
|
68,18
|
Инфляция, %
|
10
|
*
|
*
|
*
|
*
|
Статьи расходов бюджета
|
млрд. руб.
|
уд. вес, %
|
темп прироста, %
|
в расходовании
|
в ВВП
|
номинальный
|
реальный
|
|
|
Национальная оборона
|
567
|
28,46
|
11,34
|
136,25
|
122,75
|
Правоохранительная деятельность
|
262
|
13,15
|
5,24
|
122,03
|
109,94
|
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
|
162
|
8,13
|
3,24
|
76,09
|
68,55
|
Расходы бюджета
|
2722
|
100
|
54,44
|
36,65
|
33,01
|
ВВП
|
11 950
|
*
|
100
|
139,00
|
125,23
|
Инфляция, %
|
11
|
*
|
*
|
*
|
*
|
Номинальные и реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП были рассчитаны по следующим формулам:
Тпр.ном = Тр.ном. – 100 %
где Тр.ном – номинальный темп роста
Тпр.реал. = Тр.реал – 100 %
где Тр.реал – реальный темп роста
Тр.ном. = У1 / У0 * 100 %
Тр.реал = Тр.ном / J
где J – индекс инфляции
Базовый год – 2000г.
Как показывают расчеты, за 2000 – 2001 гг. ВВП страны вырос на 27 % или 24,32 % в сопоставимых ценах; за 2000 – 2002гг. ВВП вырос на 75 % или 68,18 % в сопоставимых ценах. По итогам 2003г. ВВП вырос на 139 % или 125,23 % в сопоставимых ценах по сравнению с 2000г. Таким образом, наибольший темп прироста наблюдается в 2003г.
Относительно ВВП увеличивались расходы бюджета. За 2000 – 2003гг. они выросли на 36,65 % или 33,01 % в сопоставимых ценах. Исключение составляет 2001г.
////////////////////////////////////////
Таим образом, основные статьи расходов бюджета (50 % !!!) направлены на защиту государства, как внутри, так и внешне, на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. На мой взгляд, позиция немного ошибочная. Так как лучше «предотвратить», чем «бороться». Ничтожная доля расходов бюджета государства на такие важные направления, как, например, здравоохранение, образование порождают социальную напряженность в стране, что в свою очередь ведет к забастовкам, беспорядкам, сложной демографической ситуации и т.д. Я не спорю, что расходы на государственную оборону и правоохранительные органы должны занимать значительное место в структуре расходов государства, но не столь значительную, как это получается. Думаю, что расходы на здравоохранение и образование должны быть приоритетными для государства, т.к. от состояния здоровья и образования нации во многом зависит будущее страны.
Пояснительная записка
По итогам расчетов проекта бюджета района на следующий год было запланировано:
- доходов бюджета - 29 859 211 руб.
- расходов бюджета - 27 486 059 руб.
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета занимают расходы на образование (44,25 %) и на здравоохранение (49,12).
Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета занимают средства, подлежащие получению из вышестоящего бюджета (66,98 %) и местные налоги (26,79 %).
Таблица 1
Структура доходов и расходов бюджета района
Показатели
|
Текущий год
|
Проект на следующий год
|
Структура доходов и расходов, %
|
Текущий год
|
Проект на следующий год
|
|
1. Акцизы
|
120 000
|
120 000
|
0,42
|
0,40
|
2. Налог на прибыль организации
|
584229
|
654 336
|
2,04
|
2,19
|
3. Налог на имущество организации
|
258 944
|
258 944
|
0,90
|
0,87
|
4.Налог на доходы физических лиц
|
716931
|
716 931
|
2,50
|
2,40
|
5. Лесной налог
|
100 000
|
110 000
|
0,35
|
0,37
|
6. Местные налоги
|
6 871 500
|
7 999 000
|
23,98
|
26,79
|
В том числе:
Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Налог на рекламу
|
71500
2800000
4000000
|
99000
3500000
4400000
|
0,25
9,77
13,96
|
0,33
11,72
14,74
|
7. Прочие доходы
|
500 000
|
575 000
|
1,75
|
1,93
|
8. Средства, подлежащие получению из вышестоящего бюджета
|
20000000
|
20000000
|
69,80
|
66,98
|
ВСЕГО доходов
|
28 651 604
|
29 859 211
|
100,00
|
100,00
|
Наименование расходов
|
|
|
|
|
1. Муниципальное управление
|
105 000
|
111 300
|
0,42
|
0,40
|
2. Обеспечение безопасности
|
100 000
|
110 000
|
0,40
|
0,40
|
3. Промышленность и сельское хозяйство
|
250 000
|
268 750
|
0,99
|
0,98
|
4. Жилищно-коммунальное хозяйство
|
800 000
|
888 000
|
3,18
|
3,23
|
5. Образование
|
11 222 671
|
12 163 728
|
44,65
|
44,25
|
6. Культура
|
250 000
|
300 000
|
0,99
|
1,09
|
7. Здравоохранение
|
12 272 095
|
13 500 531
|
48,83
|
49,12
|
8. Физическая культура
|
80 000
|
86 000
|
0,32
|
0,31
|
9. Прочие расходы
|
55 000
|
57 750
|
0,22
|
0,21
|
ВСЕГО расходов
|
25 134 766
|
27 486 059
|
100,00
|
100,00
|
Список использованных источников
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г. (ред. От 20.08.2004).
-
Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2004 г.» в Федеральное Собрание РФ.
-
Управление бюджетом: Курс лекций. - М.: Дело и сервис, 2002. – 224 с.
-
Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. - М., 2002. – 311 с.
-
Финансовое право: Учебник/ Под ред. О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой. – М, 2003 г. – 245 с.
18.117.70.132
|