СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СИМВОЛИЗАЦИИ 4
1.1 Перцептивный образ 4
1.2 Символизация 5
1.3 Эмпирические характеристики перцептивного образа 9
1.3.1 Целостность перцептивного образа 15
1.3.2. Обобщенность перцептивного образа 23
1.4 Прием символизации 39
ГЛАВА 2 РОЛЬ СИМВОЛИЗАЦИИ. 41
2.1 Возрастной символизм и образы детства. 41
2.2 Символическая реальность и социальные изменения 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Введение
Интерес к проблеме символа в психоаналитической теории имеет длительную историю; он восходит к наблюдениям Фрейда, выявившего параллели между представлениями у людей примитивных культур и невротическими симптомами и символическими сновидениями у современников. Все виды символов Фрейд понимал как следствие бессознательных первичных процессов, направленных на снижение уровня тревоги (с помощью вытеснения неприемлемых для индивида желаний и мыслей). Символообразование сдерживает разрядку напряжения, возникающую между побуждениями и возможными реакциями. Символы призваны смещать желания с запретных объектов на объекты-заменители, обеспечивая тем самым непосредственное удовлетворение. Компромисс, достигаемый частичной экспрессией с помощью символов, служит как индивиду, так и культуре
Символы окружают человека со всех сторон. Буквы русского алфавита символизируют (обозначают) звуки речи. Дорожные знаки символизируют определенные правила. Иконки на экране вашего монитора обозначают определенные функции и команды.
Есть символы, закрепленные в массовом сознании, то есть в сознании большинства людей. Такие символы тиражируются средствами массовой информации и понятны всем: "голубь" - символ мира, "Черепаха" - символ медлительности, "Череп" - символ смерти, "Корона" - символ власти, "Пальма, море, яхта" - символы отдыха, курорта, отпуска.
Применение процесса символизации в развивающем обществе имеет актуальный характер, поэтому мы и выбрали обсуждение этого вопроса в качестве темы для данного дипломного проекта.
Целью дипломного проекта является рассмотрение роли символизации в развивающем обществе.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и особенности процесса символизации.
2. Рассмотреть роль возрастной символизации и образа детства.
3. Рассмотреть символическую реальность и социальные изменения.
4. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: символизация в развивающем обществе.
Предмет исследования: роль и сущность символизации.
Заключение.
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Символизм есть форма непрямого, косвенного представления; символизация - уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими идеационными образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями — сходством, основанным на случайных, вторичных, малосущественных деталях. В широком смысле понятие символа относятся ко всем видам замены простого словесного выражения наблюдаемых и гипотетических явлений другими, непрямыми способами отражения — математическим, химическим, физическим, фонетическим, речевым и др.
2. Символизация возрастных процессов и возрастные обряды - не что иное, как отражение и легитимация возрастных изменений и социально-возрастных процессов, а возрастная субкультура производна от реальных взаимоотношений возрастных слоев и организаций. Однако эти явления обладают известной автономией.
3. Чрезвычайно важный факт, доказывающий условность возрастных границ и периодизации жизненного цикла, хотя она кажется основанной на инвариантах онтогенеза, - зависимость этой периодизации от свойственной каждой данной культуре символики чисел. Хотя все народы имеют свои излюбленные "священные числа", числа эти не всегда совпадают. В греко-римской традиции, воспринятой позже в средневековой Европе, одним из главных священных чисел было 7. "Седмица" лежит в основе античных космологических представлений (7 планет), а также в основе возрастной периодизации: 7-14-21 и т.д. лет. Реже встречается идея пятилетнего цикла (у готов, салических франков, датчан и шведов). Некоторые древние германские племена предпочитали четное число 6; у саксов, англосаксов, лангобардов, норвежцев, исландцев, баварцев и аллеманов жизненный цикл членится на шестилетние периоды: 6-12-18-24 и т.д. У африканского народа котоко "базовым" числом является 8, по их верованиям целостный человек - ме состоит из 8 элементов, а жизненный цикл делится на 8 стадий. Исключительно сложная символическая система существует у бамбара.
4. "Возрастные процессы", символизируемые архаическим сознанием, имеют в виду не данную конкретную индивидуальную жизнь, а универсальный космический цикл. Отсюда, в частности, равнодушие к хронологическому времени и индивидуальному уровню развития, в результате чего жесткие нормативные рамки возрастных степеней и классов допускают неожиданно широкие вариации хронологического возраста индивидов, совместно проходящих обряд инициации или являющихся членами одного возрастного класса. Поэтому-то, хотя возрастные степени обозначают не что иное, как стадии жизненного цикла, истолкование их в современном психофизиологическом духе наталкивается на непреодолимые трудности.
5. Свойственная культуре символизация возрастных процессов объективируется и институционализируется в системе возрастных обрядов. Наиболее общее формальное понятие здесь - "обряд перехода", которое А. ван Геннеп определил как ритуалы, сопровождающие каждую перемену места, состояния, социального положения и возраста.
6. С символом приходит в мир новая реальность, т.е. в мир приходят вещи, которые что-то означают. Он даёт жизнь новому виду социальной деятельности, связанной с упорядочением символов, приведением их в систему.
7. С символической реальностью появляется целый ряд символических действий, благодаря которым происходит опосредствование человека и мира значащими формами.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели некоторые аспекты, связанные с ролью символизации в развивающем обществе.
Список литературы
-
Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.429-435. Книга «Кризис нашего времени» 1941 г.
-
Ярошевский М.Г. Социально-философские проблемы науки и человека: (К 100-летию со дня рождения А.А. Ухтомского) // ВФ, 1975, № 5;
-
Хализев В.Е. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и ранние работы М.М. Бахтина // Бахтинский сб. Вып. 2:
-
Бахтин между Россией и Западом. М., 1991; А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах. СПб., 1992;
-
Золотарев А.А. А.А. Ухтомский (1875-1942) // Новая Европа. Милан; М., 1996, № 9.
-
Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Изд. Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - C. 300.
-
Турчин В. Символика цвета // Юный художник. 1997. № 7. С. 36.
-
Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека. Екатеринбург, 1993. С. 41.
-
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. М., 1990. С. 376; Т. 2. М., 1990. С. 554-556.
-
Флоренский П.А. Иконостас. М., 1993. С. 139.
-
Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
3.238.142.134
|