Содержание
Введение 2
1. Взаимодействие международного и национального права в условиях прямого действия Конституции Российской Федерации 3
2. Судебная власть в процессе взаимодействия национального права России и международного права 10
3. Механизм соотношения международного и национального права в странах Европы 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение
В век глобализации международное и национальное право России тесно взаимосвязаны между собой. Международное и национальное право становятся системами, взаимодействие которых подвергается существенным изменениям, и, следовательно, нуждается в постоянном изучении, коррективах совокупности доктринальных подходов, в приложении дополнительных усилий ученых в исследовании данной сферы.
Взаимодействие двух систем (международного и национального права) проявляется в таких способах внедрения норм международного права в право внутригосударственное, как имплементация, инкорпорация, отсылка, рецепция и т.д. Среди них объективно наиболее востребованной является имплементация, которая стала возможной благодаря ч. 4 статьи 15 Конституции РФ. Одним из основных условий имплементации международных норм во внутригосударственное право является тесное соприкосновение и взаимодействие, в первую очередь, международной и конституционной сфер правового регулирования. Вторым, не менее важным условием успешного осуществления имплементации международно-правовых норм является наличие согласованного правотворческого и организационно-исполнительного механизмов в государстве, их гармоничное двуединство. При этом правотворческий механизм выступает как деятельность государства по принятию нормативно-правовых актов, обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм международного права.
Под влиянием норм международного права происходит обновление законодательства, которое может осуществляться как путем разработки и принятия новых нормативных правовых актов, так и путем изменения ранее действовавших норм.
Заключение
Конституция России могла бы сделать шаг к новому соотношению внутреннего и международного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права, равно как и международные договоры, вполне могут составить часть национального права. Если ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем законом, то должны применяться правила международного договора. Естественно, это повышает ответственность государственной власти за заключение договоров. Мы полагаем необходимым закрепить в Конституции статью об основах права международных договоров России. В ней можно отразить, что: Российский парламент «...ратифицирует и денонсирует международные договоры России: а) политические, территориальные, общеэкономические, финансовые, военные, об историческом и культурном наследии народов России; б) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; в) об участии в межгосударственных союзах и иных международных объединениях, системах коллективной безопасности; г) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов; д) иные международные договоры, ратификация или денонсация которых предусмотрены федеральным законом либо самим международным договором.
Если международный договор России содержит положения, противоречащие ее Конституции, его ратификация возможна после внесения соответствующих изменений в Конституцию России. Заключение и прекращение международных договоров России, затрагивающих предметы ведения, полномочия или территорию субъектов Российской Федерации, осуществляется по согласованию с ними. Ратификация и денонсация международных договоров России осуществляются федеральным законом.
Территориальные международные договоры России и ее международные договоры, указанные в пункте «в» части первой настоящей статьи, ратифицируются и денонсируются федеральным законом, принимаемым двумя третями голосов избранных депутатов в каждой палате федерального парламента.
Российский парламент должен быть незамедлительно информирован о заключении и прекращении международных договоров России; не подлежащих ратификации и денонсации».
Однако вы не найдете в Конституции 1993 года подобной статьи, закрепляющей контроль народных представителей за деяниями чиновников во внешнеполитической сфере. Подобный пробел содержит угрозу государственному суверенитету и национальным интересам России. А угроза ощутима, достаточно вспомнить примеры последних лет: Беловежское соглашение, маневры вокруг мирного договора с Японией и проекты соглашений по Курильским островам, соглашение с НАТО «Партнерство во имя мира», целый ряд российско-американских, российско-германских, российско-прибалтийских, российско-украинских договоров и соглашений 1990-х годов.
Список использованной литературы
-
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, с изм. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ
-
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.1996, с изм. от 05.04.2005 №3-ФКЗ
-
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21.07.1994, с изм. от 05.04.2005 №2-ФКЗ
-
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» №1-ФКЗ от 28.04.1995, с изм. от 25.03.2004 №2-ФКЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №79 от 18 ноября 1999 г. О ходе выполнения Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 г. №7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами "
-
Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 303.
-
Анишина В. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юстиция. 1999. № 11. С. 2.
-
Анцилотти Д. Курс международного права. М., 2005
-
Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 2007
-
Броунли Я. Международное право: В 2 т. М., 2007
-
Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 2006
-
Государство и право, 1994, № 4, с.18-19.
-
Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право, 1995, № 11, с.119 -122.
-
Лукашук И.И. Международное право в судах государств. // СПб., 1993, с.13, 260.
-
Лукашук И.И. Внешняя политика России и международное право. М., 1997
-
Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000
-
Марочкин С.Б. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998;
-
Мюллерсон Р.А. Конституция СССР и вопросы соотношения международного и национального права. М., 1980.
-
Международное право в документах // М., 1982, с.11-12.
-
Правовая система социализма // М., 1986, т.1, с.38, с.104-106;
-
Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. — М., «Республика», 1993
-
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст.2757.
-
Хартли Т. К. Основы права Европейского Сообщества. М.; Будапешт, 1998.
-
Хижняк, В. С. Роль органов судебной власти в процессе взаимодействия национального права России и международного права / Правоведение. -2003. - № 4. - С. 31 – 38
-
Хижняк, В. С. Взаимодействие национального права россии и международного права/ Правоведение. -2007. - № 7.
-
Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997. С. 164.
18.97.9.168
|