Содержание
Введение 4
Глава 1. Исторические этапы развития налогообложения 6
1.1. Налогообложение в античном мире и средневековой Европе 6
1.2.Налогообложение на Руси 17
1.2.1.Налогообложение древней и средневековой Руси 17
1.2.2. Реформа Петра I и налогообложение после 22
1.3.Формирование налоговой системы в СССР 28
Глава 2.Налоговая система в Российской Федерации 41
2.1. Налоговая система Российской Федерации на современном этапе 41
2.2. Общие и особенные черты налоговых систем СССР и Российской Федерации 41
3.Проблемы и пути совершенствования современного налогового законодательства в Российской Федерации 55
3.1. Основные проблемы развития налоговой системы России 55
3.2. Пути совершенствования налоговой системы России 58
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения 71
Введение
Выбирая тему дипломной работы, я решил остановится на таком актуальном вопросе в наше время , как налоговая система Российской Федерации и ее отличие от налоговой системы бывшего СССР.
Чем обусловлена актуальность этой темы:
Актуальность данного вопроса исходит из понятия налогообложения , ее сущности и нужности.
Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было неплохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов была ”десятина”: десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и так далее.
Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Целью дипломной работы является: рассмотрение исторических этапов развития налогообложения, начиная с античных времен и заканчивая современным этапом развития налоговой системы Российской Федерации. Анализ общих и отличительных черт налоговых систем СССР и Российской Федерации. И, наконец, рассмотрение проблем и путей совершенствования налоговой системы на современном этапе.
Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
-
Налогообложение в древнем мире и средневековье
-
Налогообложение на Руси
-
Налогообложение древней и средневековой Руси
-
Реформа Петра I и налогообложение после
-
Формирование налоговой системы в СССР
-
Налоговая система Российской Федерации на современном этапе
-
Общие и особенные черты налоговых систем СССР и Российской Федерации
-
Основные проблемы развития налоговой системы России
-
Пути совершенствования налоговой системы России
Содержание работы нашло свое отражение в трех главах:
-
-
Исторические этапы развития налогообложения
-
Налоговая система в Российской Федерации
-
Проблемы и пути совершенствования современного налогового законодательства в Российской Федерации
Заключение
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что на данном этапе налоговая система нуждается в дальнейшем реформировании.
При написании работы использовалась специальная литература по налоговому законодательству, финансовому и налоговому праву.
Также были рассмотрены учебные пособия и статьи, касающиеся налогообложения.
В дипломе, в первую очередь, я счел необходимым рассмотреть материалы, касающиеся исторических этапов формирования и развития налогообложения начиная со времен античности и заканчивая современным этапом развития налоговой системы в Российской Федерации. Большое внимание было уделено историческим этапам налогообложения на Руси, в частности формирование налогообложения древней и средневекой Руси и рассмотрение времен Петра I и последующий период за ним. Подробно рассмотрели развитие налоговой системы в СССР.
Выделим несколько этапов:
-
Годы НЭПА ( 20-30гг.). В годы НЭПа регулирующая и социальная функции налоговой политики выполняли роль эффективного политического инструмента: обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления; способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности; делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодным; осуществляя через систему прямых налогов изъятие личных доходов граждан, получаемьгх сверх прожиточного минимума.
-
В 30-е годы в СССР возникла качественно новая экономическая ситуация: налоговая система фактически перестала функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформировалась в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики.
-
в 50-80-е годы налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП). Функции регулирования развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы.
-
В период 80-х - начала 90-х годов налоговая система выступила в роли дестабилизирующего фактора отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала разбалансирование товарного рынка.
-
Кардинальные преобразования в экономике России на рубеже 80-90-х годов, интеграция пост социалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.
Во второй главе был рассмотрен современный этап налоговой системы России, ее состояние на сегодняшний день, была дана подробная характеристика законодательной базы налогообложения, были перечислены и проанализированы основные налоги, которые действуют на территории Российской Федерации. Здесь был проведен анализ общих и особенных черт налоговых систем СССР и Российской Федерации, исходя их подробной характеристики обоих систем.
Принципиальное и главное отличие налоговой системы до перехода к рынку и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений заключается, по мнению автора, в следующем:
- налоговая система СССР действовала как сугубо фискальный механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики;
- в современных условиях налоговая система сама должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей, регулирующей и интегрирующей.
В заключительной главе, были выявлены общие проблемы развития налоговой системы России и были предложены некоторые пути совершенствования.
Вот только некоторые проблемы налоговой системы:
Во первых, в современной налоговой системе неосуществимыми являются такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям.
Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики.
Слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда.
В-третьих, недостаток нашей налоговой системы – это ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.
В-четвертых, не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.
В результате можно сделать следующие выводы, что налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения будут направлены на активизацию предпринимательства, стимулирование индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывания собственных средств и во внесении их в собственное дело.
Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей.
Очевидно, совершенствование налоговой системы будет продолжаться.
Из выше изложенного следует, что принятие нового Законодательства в области налогообложения не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.
Список используемой литературы
-
-
-
Официальные документы и материалы.
-
Конституция РФ от 12.12.1993 г. - «Российская газета», 25 декабря 1993 г.
-
Гражданский кодекс РФ, часть 1 ред. от 21.03.2002 г. СПС «Гарант», ноябрь 2002 г.
-
Налоговый кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2000 года
-
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ. - Собрание законодательства РФ от 29.10.2001 г. № 44, ст. 4147.,( с изменениями по состоянию на 1 апреля 2003г),-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-80с.
-
О государственном земельном кадастре. Федеральный Закон от 2.01.2000 г. №28-ФЗ.-РГ, 10.01.2000г.
-
Закон Российской Федерации от 13.12.91 №2030-1 (ред. От 25.04.95) “О налоге на имущество предприятий”;
-
«О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (глава 40 «Налог на недвижимость») – проект;
-
"Российский Статистический Ежегодник –2000";
-
«О плате за землю». Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. № 1738-1 (с изменениями на 30.12.2001 г.). - Ведомости СНД РФ и Верховного Совета РФ от 5.11.1991 г., № 44, ст. 1424; - СПС «Гарант», ноябрь 2002 г.
-
Закон от 27-12-91г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (в редакции от 27 декабря 2001 года)
-
Федерального закона от 21 июня 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
-
Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
-
О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867. - СЗ РФ, 2000, № 21 ст. 2168.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 « Об утверждении Форм свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
-
Литература.
-
Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации/К. Астапов // Экономист, 2003. т.№ 2.-С.54-59
-
Васильев П.А. Налог на доходы физических лиц в налоговой системе государства/П.А. Васильев // Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов. -Чебоксары, 2003.-С. 120-124
-
Волошина А.Н. Упрощенная система налогообложения/А.Н. Волошина // Налоговый вестник, 2003. т.№ З.-С.54-61
-
Грачева Е.Ю. Финансовое право/Е.Ю.Грачева, Э.Д.Соколова, Издательство « Инфра-М», 2003г.- 32-56с.
-
Григорьев М.Ю. Проблемы налогового контроля в Российской Федерации/М.Ю. Григорьев // Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов. -Чебоксары, 2003.-С. 137-139
-
Данина И.Н. Налоговая политика государства и обеспечение устойчивого роста экономики/И.Н. Данина // Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов. -Чебоксары, 2003.-С. 172-176
-
Звоновский В.Б. Уклонение от уплаты налогов: отношение населения/В.Б. Звоновский // СОЦИС: Социологические исследования, 2003. т.№ 4.-С.51-57
-
Иванова Г.Г. Специальные налоговые режимы/Г.Г. Иванова // Налоговый вестник, 2003. т.№ 1.-С. 168-171
-
Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин Федеральный справочник. Основы российского права/ Вып. 12:июль - дек. 2002.
-
Под ред. A.M. Ковалевой Финансы и кредит. Издательство « Инфра- М»- 2003г.- 124-156с.
-
Кураков Л.П. Совершенствование налоговых отношений в условиях трансформации российской экономики/Л.П. Кураков // Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов. -Чебоксары, 2003.-С.40-55
-
Кураков В.Л. Социально-экономические аспекты развития налогового потенциала/В.Л. Кураков // Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов. -Чебоксары, 2003.-С.244-258
-
Маглакелидзе Т. О налоговом федерализме/Т. Маглакелидзе // Налоговый вестник, 2003. т.№ 1.-С. 134-135
-
Николаев М. Концепция реформирования налоговой системы/М. Николаев // Экономист, 2003. т.№ 4.-С.48-52
-
Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов/В.М. Пушкарева. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М - 2003г.- 76-89
-
Рашин А.Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы/А.Г. Рашин // Государство и право , 2003. т.№ 3.-С.92-95
-
Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики/Н. Сидорова // Экономист, 2003. т.№ 1.-С.70-79
-
Соколов А.А. Теория налогов. – М.: Фин. издательство НКФ СССР, 1923 – 258с.
-
Тимофеева Л.И. Социальная направленность реформирования российской налоговой системы/Л.И. Тимофеева // На пути к цивилизованному рыночному хозяйству. -М., 2003.-С.308-328
-
Федоров Н.В. Налоги в системе финансовых отношений региона/Н.В. Федоров // Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов. -Чебоксары, 2003.-С.3-23
-
Шаталов С.Д. Итоги и перспективы налоговой реформы/С.Д. Шаталов // Научно-практическая школа регионального программирования. Ежегодник научно-практической школы регионального программирования, 2002. -М., 2003.-С.232-243
-
Шигильчева С.А. Принципы налогообложения: исторический аспект/С.А. Шигильчева // Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов. -Чебоксары, 2003.-С.381-386
-
Щитова Н.Г. Перспективы развития налоговой реформы (законодательства) в России/Н.Г. Щитова // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, 2002. т.№ 5-6.-С.39-43;
-
Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, 2003. т.№ 1.-С.20-23
-
Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир.– М.: Прогресс, 1992. – 406с.
-
Акцизы в годы НЭПа: истоки современной системы косвенного налогообложения. - Финансовый бизнес, 2001, № 4-5 (0,4 п.л.).
-
Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации. В сб. "Экономические и социальные аспекты политики стабилизации". М.: ИЭ РАН, 2000
-
Специфика прямого налогообложения в Российской Империи начала XX века. В сб. "Российская финансовая наука в прошлом и настоящем". М.: ИЭ РАН, 2001
Приложение 1
Роль НДС в формировании доходов федерального и консолидированного бюджета
Годы
|
Удельный вес НДС в общей сумме доходов консолидированного бюджета
|
Удельный вес НДС в общей сумме доходов федерального бюджета
|
Удельный вес НДС в сумме налоговых доходов консолидированного бюджета
|
Удельный вес НДС в сумме налоговых доходов федерального бюджета
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1992
|
37,52
|
50,00
|
40,59
|
55,58
|
1993
|
22,55
|
43,02
|
29,53
|
47,40
|
1994
|
21,66
|
29,71
|
27,66
|
44,08
|
1995
|
21,78
|
31,21
|
26,56
|
41,47
|
1996
|
25,77
|
36,11
|
30,42
|
46,55
|
1997
|
25,69
|
37,48
|
30,77
|
49,01
|
1998
|
23,82
|
34,62
|
28,76
|
43,8
|
1999
|
24,09
|
36,11
|
31,87
|
44,5
|
2000
|
24,1
|
38,01
|
28,02
|
42,2
|
2001
|
24,4
|
38,8
|
34,23
|
48,4
|
2002
|
|
36,4
|
|
44,8
|
Приложение 2
Структура поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет по видам налогов за 1999 – 2002 гг.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
52.14.85.76
|