СОДЕРЖАНИЕ
ВАРИАНТ 7 3
1. Задача 3
2. На основе законов Ману найдите и назовите 18 видов судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ВАРИАНТ 7
1. Задача
Манфред, обвиняемый в совершении убийства, на основании Каролины 1532 г. был подвергнут истязаниям и допрошен под пыткой. Перенеся страшные мучения, он продолжал отрицать свою причастность к преступлению. Несмотря на все старания следствия, вина Манфреда доказана не была.
Подлежат ли ответственности судья, по приказу которого осуществлялась пытка, и истец, подозревавший Манфреда в убийстве, по заявлению которого началось следствие?
Ответ: "Каролина" представляет собой судебно-наказательное уложение законов империи (Pemhch Genchts Ordnung unsere Keiserliches Recht), предназначенное для руководства в судах империи, в частности для судей и шеффенов. Оно было создано в правление Карла V (1500—-1558 гг.), обсуждено в рейхстаге и принято последним в 1532 г. Название "Каролина" происходит от латинского перевода Уложения, названного Constitutio Crimmalis Carolina.
…….
Структура "Каролины" Уложение — "Реестр" состоит из подразделов, которые изложены в следующем порядке:
• Состав суда, присяга судей, шеффенов и писца ("присяга судить о крови"), понятые, основания для ареста (ст. 1—32),
• Доказательства и улики (33—47),
• Судебное заседание (48—103),
• Наказание (104—129),
• О наказании совершителей злостных убийств (130—156),
• Статьи о краже (157—192),
• Вынесение приговора (193—219).
Уложение Карла V действовало в течение 300 с лишним лет. Его долговечности во многом способствовали следующие особенности его содержания и практического назначения.
….
3. Обращает на себя внимание широта судейского усмотрения: право судьи назначить одно или сразу несколько наказаний, принимать во внимание местные обычаи, обращаться за разъяснениями к законоведам. Широкое применение наказаний устрашающего характера (смертная казнь, колесованием — с привязыванием к колесу человека с предварительно раздробленными костями, сожжением, четвертованием; членовредительные наказания).
4. Сборник законов выделяется особым вниманием к преступлениям против религии и порядка управления (подделка монет, нарушение "земского мира", измена и бунт, вражда с местью, разбой).
5. Уложение включает ряд новшеств, касающихся использования пытки для получения свидетельств виновности. Признание вины "королева доказательств" должно быть высказано в момент приостановления пытки. Сведения, предоставляемые суду, должны быть такими, чтобы их можно было проверить. Показания, данные во время пыток, подлежат повторению вне камеры для пыток Освобождение от пыток получали больные люди, инвалиды, старики, малолетние, а также лица из высших сословий, если их правонарушения были из разряда легких.
…..
В таком случае, мы видим, что никакой представитель власти или судья, никакая присяга не должны помогать укрывать или защищать от того, чтобы подвергнутый пытке и по праву получить возмещение за свои издержки, бесчестье, страдания и убытки. Исключаются, однако, все насильственные действия.
Поэтому, согласно Каролины 1532 г, если был казнен невиновный, то отвечает за это и судья и истец, как за лжесвидетельство.
В другом случае, за беседу, за допрос, который может быть как с пытками так и с истязаниями ответственность никто не несет так как считалось в то время.
2. На основе законов Ману найдите и назовите 18 видов судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам.
Ответ: Специфические черты древнеиндийского права, отразившие особенности социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в его источниках, среди которых особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний, правил (дхарм).
Дхармашастры были составлены брахманами, их появление связано с социально-классовым расслоением, обострением социальных противоречий в древнеиндийском обществе. То обстоятельство, что дхармашастры заняли место основного источника древнеиндийского права, объясняется общинной разобщенностью власти в Древней Индии.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Их содержание, выраженное в виде отдельных стихов (шлок), чаще всего производилось в более поздних дхармашастрах. Они неоднократно комментировались в средние века. Законы Ману (Манусмрити — запомненное от Ману, Манавадхармашастра — наставление Ману в дхарме) представляют! собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э.
Слово "дхарма" происходит от санскритского "то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе" и означает вечный космический порядок или закон (Закон долга и благочестия, как формулировал его содержание Дж. Неру в книге "Мое открытие Индии"), включающий природные (естественные, в том числе космические) и моральные нормы, а также нормы обычного права и установления государства, не расходящиеся с первыми двумя разрядами норм. Распространено также восприятие дхармы и как истинного закона индивидуальной и общественной жизни, и следование ему образует основную человеческую добродетельную обязанность.
…….
Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и "защите всех творений"; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.
Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).
Глава IX повествует о "вечном законе для мужа и жены" в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.
Глава X содержит правила, общие для трех дважды рожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам.
Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).
……
Кастовые ограничения в семейных отношениях проявлялись с особенной полнотой. При этом допускались браки, в которых мужчина принадлежал к более высокой варне, чем женщина. Это правило получило название анулома., было одним из важных элементов в системе варн и в позднейшей системе каст. Грубым нарушением правил варного общества считались браки пратилома, когда мужчина из более низкой варны или касты женился на женщине более высокой варны или касты.
Ряд преступлений Законов Ману направлен на охрану «чистоты» потомства путем тщательной охраны жены. Такая охрана считается одной из обязанностей мужа (IX, 6, 7).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. М.: 1995, - 1999.
-
Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003.
-
Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Ростов-на-Дону, 1994.
-
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Ч. I-II. М., 1996.
-
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Ч. I-II. М., 2000.
-
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: 1995.
34.229.110.49
|