СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема источников права в Российской Федерации 3
2. Особенности права граждан на обращение за защитой в межгосударственные органы, регламентированного ч. 3 ст. 46 Конституции РФ 9
3. Комментарий к статье 13 ГК РФ "Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления" 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
1. Проблема источников права в Российской Федерации
В последнее время наблюдается тенденция признания в качестве источников права нетрадиционных правовых документов, основываясь, в частности, на их способности индивидуального регулирования, что было не характерно ранее, однако темпы развития отечественной юриспруденции в целом и различных общественных отношений требуют большей конкретики с целью более подробного регулирования данных отношений.
Вообще термин “источник права” многозначен и употребляется в различных смыслах:
……
Таким образом, источник права – это прежде всего официальный документ, то есть помимо официальной формы внешнего выражения существует еще и особый порядок принятия (издания) такого документа (источника).
Властность обеспечивается не только положением в иерархии источников права, но и органом, издавшим такой акт.
Источник права регулирует определенный круг общественных отношений, то есть имеет определенную сферу деятельности. Таким образом, источник права – это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественных отношений. Причем общеобязательные предписания могут содержаться не только в нормативно-правовых актах, но и решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.
Возникает вопрос – если общеобязательные, властные предписания содержатся в таких нетрадиционных для российской правовой системы источниках как судебный прецедент либо договорах (в том числе индивидуальных), нельзя ли представить эти источники права как нетипичные?
Вопрос типичности и не типичности вообще является весьма новым в юридической науке. Отнесение тех или иных источников к типичным или не типичным происходит на основании критериев явлений типичности и не типичности.
……
Во-вторых, норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, то есть указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту, выступает в качестве равного одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере его действия.
Например, за нарушение условий договора устанавливается гражданско-правовая ответственность.
В-четвертых, норма права обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, что характерно и для индивидуальной нормы права.
В-пятых, индивидуальная норма и норма права являются правовыми, то есть выступают в качестве своеобразных частиц, из которых строится право.
Следовательно, норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
……
Таким образом, под индивидуальной нормой можно подразумевать формально – определенное правило поведения, изданное компетентным органом локального правотворчества, а также санкционированное государством, регулирующее индивидуальные правоотношения между конкретными субъектами права.
Причем отметим, что “санкция” государства, а также основа на нормах действующего законодательства позволяет считать индивидуальную норму правовой.
Природа индивидуальной нормы в настоящее время является предметом теоретического осмысления многих авторов (Кашанина, Иванов и т.д.). И это оправдано, так как важным признаком актов локального нормотворчества и нетипичных источников права является наличие такой нормы.
Развитие отечественной правовой системы диктует необходимость расширения круга источников (форм) права, в связи с чем полагаем, что исследование нетипичных источников представляется немаловажным и займет необходимое место в кругу насущных проблем теоретической науки.
2. Особенности права граждан на обращение за защитой в межгосударственные органы, регламентированного ч. 3 ст. 46 Конституции РФ
Впервые в российской Конституции возможности защиты прав и свобод человека и гражданина расширены настолько, что выходят за рамки государственных органов Российской Федерации. Защита прав и свобод после принятия действующей Конституции стала возможной и на межгосударственном уровне, но только при соблюдении установленного в Конституции условия: все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты должны быть исчерпаны..
Комиссия по правам человека ООН принимает к рассмотрению жалобы на массовые и грубые нарушения прав человека от лиц, проживающих в странах-членах ООН, групп граждан и неправительственных организаций, обладающих достоверной информацией о нарушениях прав человека при условии исчерпания местных средств правовой защиты кроме случаев, когда принятые на национальном уровне решения неэффективны или не сулят урегулирования в разумные сроки. Комиссия не рассматривает анонимные жалобы, основанные на материалах средств массовой информации, петиции, составленные в оскорбительных выражениях для государства, действия которого обжалуются, а также использующие политическую аргументацию.
Европейский Суд по правам человека рассматривает обращения любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Рассмотрению данным судом подлежат только жалобы, которые поданы против государства, подписавшего или ратифицировавшего Конвенцию и которые относятся к событиям, наступившим после ее ратификации. Жалоба должна быть подана в срок не более, чем через 6 месяцев после принятия окончательного решения по делу на национальном уровне. Поэтому, как минимум, перед обращением в Европейский суд необходимо пройти первую инстанцию (районный суд) и кассационную инстанцию (вышестоящий суд) в судах общей юрисдикции или первую, апелляционную и кассационную инстанцию в системе арбитражных судов. Европейский суд может предложить заявителю обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ, если правонарушение связано с содержанием самого закона. Анонимные жалобы не рассматриваются.
……
3. Комментарий к статье 13 ГК РФ "Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления"
Данная статья раскрывает один из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК. К сожалению, из-за неточности и неполноты содержащихся в ст. 13 формулировок ее практическое значение невелико и по сути сводится лишь к особому выделению данного способа защиты среди остальных. Гораздо более полное и точное представление о нем дают гл. 24-25 ГПК и гл. 23-24 АПК, посвященные рассмотрению дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. К ним и надлежит обращаться для уяснения содержания, условий и порядка применения данного способа защиты гражданских прав. В настоящем анализе целесообразно ограничиться лишь краткой констатацией следующих положений.
Помимо государственных органов и органов местного самоуправления властные предписания могут принимать должностные лица. Возможность оспаривания их действий в суде прямо предусмотрена ст. 46 Конституции РФ и, разумеется, охватывается комментируемую статью. По смыслу закона граждане и юридические лица могут добиваться признания недействительными также актов, принятых органами управления хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, общественных организаций и т. п.
……
7. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия правового акта, его законности, наличию у органа или должностного лица надлежащих полномочий на его принятие возлагаются на орган или должностное лицо, которые приняли акт. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании правового акта, и обязан проверить законность и обоснованность его принятия в полном объеме.
8. Подача в суд заявления об оспаривании нормативного правового акта не приостанавливает его действия. Напротив, действие оспариваемого ненормативного правового акта может быть приостановлено судом до вступления в силу решения суда.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании его недействительным (незаконным). С момента вступления данного решения в силу недействительный ненормативный правовой акт не подлежит применению.
Что касается нормативных правовых актов, то они при наличии необходимых оснований признаются судами не недействительными, а лишь недействующими, на что указал КС в постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П. Иное, по мнению КС, противоречило бы принципу разделения властей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция РФ. – М.: 1993г
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 декабря 2001 г. - №49.
-
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права / М. Ф. Владимирский-Буданов. - М.: Территория будущего, 2005. - 797 с.
-
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России: учеб, для вузов / Н. П. Ерошкин. - М.: Высшая школа, 1968. - 368 с.
-
Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР: История создания. Общая характеристика / Т. Е. Новицкая. - М.: Зерцало-М, 2003. - 218 с.
-
Отечественное законодательство Х1-ХХ веков: пособие для семинаров: в 2 ч. / ред. О. И. Чистяков. - М.: Юрист, 1999-2000.
-
Пуздрич Ю. В. История российского конституционализма 1Х-ХХ веков / Ю. В. Пуздрич. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 559 с.
18.221.239.148
|