СОДЕРЖАНИЕ
1. Дайте определение организационного поведения. 3
2. Перечислите известные Вам методы исследования организационного поведения. 4
3. Дайте определение понятия "личность". Охарактеризуйте ее направленность, способности, характер. 5
4. Что такое "темперамент" и его основные свойства? 7
5. Раскройте содержание понятий "потребность",и "мотив". 8
6. Дайте характеристику иерархической теории потребностей А. Маслоу. 10
7. В чем заключается сущность процесса коммуникации? 11
8. Какие существуют коммуникативные стили? 12
9. Что такое "группа", как группы формируются и классифицируются? 14
10. Каковы условия и порядок формирования коллектива? 16
11. Дайте определение "лидерства", охарактеризуйте сущность лидерства с точки зрения власти и влияния. 18
12. Перечислите известные теории лидерства. 20
13. Дайте определение понятия "конфликт", перечислите основные виды конфликтов. 21
14. Назовите основные стратегии управления конфликтами. 23
15. Перечислите основные виды изменений в организации. 25
16. Раскройте принципы организации работы с сотрудниками при внедрении нововведений. 26
17. Какова сущность и особенности этики предпринимательства. 28
18. В чем сущность корпоративной культуры? 30
19. Раскройте содержание понятия "организационная культура"? 32
20. В чем заключается ценностный аспект организационной культуры? 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
1. Дайте определение организационного поведения.
Организационное поведение изучает поведение людей в организации и оценивает его влияние на результаты ее деятельности. Первая задача организационного поведения — это систематическое описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях. Вторая задача состоит в объяснении поступков людей в определенных условиях. Плох тот руководитель, который имеет возможность обсуждать с людьми их поведение и влиять на него, но не пользуется ею и не понимает причин лежащих в основе действий сотрудников. Предсказание поведения людей — еще одна третья задача организационного поведения. Умение предвидеть ситуацию и ее развитие основано на профессиональных знаниях и интуиции менеджера. Четвертая задача организационного поведения — овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности.
Организационное поведение представляет собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом и научном анализе поведения отдельных личностей, групп и организаций с целью понимания, прогнозирования и улучшения показателей работы индивидуумов и в конечном итоге организаций.
Целью организационного поведения должно быть недопущение психологических барьеров между коллегами и однонаправленная ориентация мотивации.
………
2. Перечислите известные Вам методы исследования организационного поведения.
При изучении организационного поведения используются такие методы, как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), сбор фиксированной информации (изучение документов и т. п.), наблюдения и эксперименты. Интервью могут проводиться “лицом к лицу”, по телефону, с использованием компьютеров.
Разработано большое количество стандартизированных опросников (анкет). Например, с их помощью измеряется удовлетворенность трудом, организационный климат. При исследовании организационного поведения широко используется метод структурированного наблюдения.
…….
3. Дайте определение понятия "личность". Охарактеризуйте ее направленность, способности, характер.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В управленческой деятельности необходимо учитывать психологические особенности возрастных этапов жизненного пути. В научной литературе можно встретить различные возрастные периодизации. Широко известна периодизация жизненного пути, разработанная Д. Б. Бромлеем. Приведем описания двух периодов, выделенных этим автором, соответствующих возрасту людей, активно действующих в организациях.
Взрослость: ранняя взрослость — 21—25 лет, средняя взрослость — 25 — 40 лет (пик интеллектуальных достижений), поздняя взрослость — 40 — 55 лет (упадок физических и умственных сил), предпенсионный возраст — 55 — 65 лет (пик для наиболее общих социальных достижений).
Старение: удаление от дел — 65 — 70 лет (удаление от дел, восприимчивость к нарушения стереотипов), старость — 70 — 75 лет, одряхление — после 75 лет.
Каждый возрастной период предполагает некоторые особенности поведения в организации, которые должен учитывать руководитель. С возрастом изменяется потребностно-мотнвацнонная сфера человека (гл. 3), накапливается опыт, формируются навыки, умения и в то же время — стереотипы, может снизиться скорость овладения новыми знаниями и навыками. В зрелом возрасте (средняя взрослость) достигается более высокий уровень речемыслительной деятельности (Е. Харке) и снижаются показатели образного мышления (Б. Бромлей).
…….
4. Что такое "темперамент" и его основные свойства?
Темперамент определяет динамику психической деятельности человека (скорость возникновения и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм, интенсивность психических процессов, направленность психической деятельности). К свойствам темперамента относятся:
1. Сензитивность — чувствительность к воздействиям внешней среды.
2. Реактивность, характеризующая особенности непроизвольных реакций, активность, определяющая произвольные действия и их баланс.
3. Пластичность поведения (адаптивность) — ригидность (негибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения поведения при изменении внешней среды).
4. Экстраверсия — интроверсия. Экстраверсию — интроверсию часто трактуют как общительность и необщительность. Однако это более широкие понятия. Экстраверсия — ориентация человека на внешний мир, на разнообразные объекты и людей, выраженная в поведении потребность во внешней стимуляции. Интроверсия предполагает направленность на внутренние раздражители, ориентацию на собственные чувства, воспоминания, внутреннюю жизнь.
……
7. В чем заключается сущность процесса коммуникации?
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т. е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности невозможно без представления об участниках, стадиях и элементах коммуникационного процесса.
В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:
— отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
— сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;
…….
9. Что такое "группа", как группы формируются и классифицируются?
Организация не является суммой составляющих ее индивидов, а представляет собой систему отношений между группами людей. Сложны взаимоотношения людей внутри каждой группы и групп между собой. Знания условий эффективной работы групп, особенностей поведения людей в них, навыки управления групповой динамикой обеспечивают достижение организационных целей.
Прежде всего потому, что группы удовлетворяют некоторые их потребности, такие, как: потребность в безопасности. Члены одной группы скорее всего вступятся друг за друга, если на улице на них нападут хулиганы, и будут защищать общие групповые интересы на совете директоров. Группа гарантирует человеку определенный статус. Она же позволяет удовлетворить потребности ее членов в оценке, уважении и признании. Нельзя забывать и о том, что только с помощью групп, в которые включен человек, он может удовлетворить потребность в принадлежности (аффилиации). Например, принадлежность к клубу выпускников престижной бизнес-школы не только вселяет дополнительную уверенность в себе и свои возможности, но и позволяет использовать связи для достижения некоторых целей. Группа предоставляет человеку возможность удовлетворить потребность во власти.
……
11. Дайте определение "лидерства", охарактеризуйте сущность лидерства с точки зрения власти и влияния.
Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
Управление в организации как процесс межличностного общения включает в себя отношения «менеджер — сотрудник», а также все области жизни индивидов, коллективов, обществ в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии. Поэтому необходимо рассматривать природу лидерства с учетом взаимодействия между людьми, так как управляемый взаимодействует с управляющим.
Организацию можно рассматривать в двух аспектах: как формальную и неформальную.
Соответственно, правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей (формальных и неформальных), особенности которых состоят в следующем:
………
14. Назовите основные стратегии управления конфликтами.
В рамках структурного подхода существует четыре метода разрешения конфликтов.
1. Разъяснение требований к работе.
Одним из наиболее эффективных методов управления, предотвращающем дисфункциональный конфликт, выступает разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. В данной ситуации должны быть озвучены такие параметры, как уровень результатов, который должен быть, достигнут, кто предоставляет и кто получает необходимую информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, что от них требуется и в какой ситуации.
2. Координационные и интеграционные меры предполагают применение координационного механизма. Примером может служить такой распространенный механизм, как цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией положительный эффект оказывают механизм интеграции, основанный на построении управленческой иерархии, использовании служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и совещания между отделами.
………
16. Раскройте принципы организации работы с сотрудниками при внедрении нововведений.
Основными принципами организации работы с людьми при внедрении нововведения являются:
-
принцип информирования о существе проблемы (информирование о выигрыше для каждого);
-
принцип превентивной оценки (информирование на подготовительной стадии о необходимых усилиях, прогнозируемых трудностях, неудобствах, проблемах);
-
принцип инициативы снизу (необходимая доля ответственности за обеспечение успешности внедрения нововведения на всех уровнях);
-
принцип перманентного информирования (непрерывное информирование о достигнутых успехах и трудностях);
-
принцип индивидуальной компенсации (переобучение, психологический тренинг и т. п.);
-
принцип учета типологических особенностей восприятия инноваций различными людьми.
С этой точки зрения интересна типология, основанная на отношении людей к нововведениям (Е. С. Жариков):
…….
18. В чем сущность корпоративной культуры?
Корпоративная культура – это специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела.
Корпоративная культура выполняет следующие функции:
-
является выражением индивидуальности организации;
-
служит носителем корпоративного здравого смысла;
-
способствует формированию коллективной преданности организации;
-
служит психологическим гарантом стабильности социальной системы организации.
Функции корпоративной культуры диалектичны (консерватизм позволяет выжить и он же может погубить при существенных изменениях внешних условий).
Корпоративная культура позволяет сформировать убеждения, закрепить формы поведения, необходимые для поддержки изменений.
Можно определить корпоративную культуру как совокупность элементов:
………
19. Раскройте содержание понятия "организационная культура"?
Организационная культура — это новая область знаний, целью которой является формирование в организации благоприятной внутренней среды для более продуктивного осуществления персоналом своих обязанностей. Она выделилась из сравнительно новой области знаний организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.
Характеристика организационной культуры охватывает:
— индивидуальную автономность, т. е. степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
— структуру, т. е. взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
— направление, т. е. степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
— интеграция, т. е. взаимопроникновение, степень которого определяется рамками интересов участников производственного процесса, а также соответствующими целями организации;
— управленческое обеспечение, т. е. степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;
………
20. В чем заключается ценностный аспект организационной культуры?
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. Формирование культуры происходит в условиях решения организацией проблем внешней адаптации и внутренней интеграции. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества, внутри которого данная организация функционирует.
Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации, моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной культуры.
Изменение организационной культуры является в определенной мере прямо противоположным действием по отношению к ее поддержанию. Изменения в поведении могут привести к изменениям культуре организации, и наоборот.
Возможны три сочетания изменений в поведении и культуре организации:
— изменение культуры без изменения поведения;
— изменение поведения без изменения культуры;
— изменение поведения и культуры.
……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алексеев В.А. Организационное поведение. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2001.
-
Глухое В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. Спб.: Специальная литература, 2000.
-
Громова О.Н. Конфликтология. М.: ГАУ, 1999.
-
Мильнер Б.З. Теория организации: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002.
-
Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации. Учебник. - М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, ИНФРА-М, 1999.
18.97.14.87
|