СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВОЙНЫ Л.Н. ТОЛСТОГО.
1.1. «Идея войны» в романе «Война и мир»…………………………………….5
1.2. История как непрерывная борьба «наполеоновской идеи» с «идеей мира»……………………………………………………………………………….8
ГЛАВА 2. ОБРАЗ КУТУЗОВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР».
2.1. Кутузов как воплощение образа национального героя в романе………..11
2.2. Народное начало образа полководца Кутузова…………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к работе над произведением «Война и мир» Толстой прочитал целиком труд Карамзина Н.М. «История Государства Российского».
Лихачев Д.С. задается вопросом: «Какую же «народную» точку зрения на русскую историю мог он вычитать у Карамзина?» И объясняет, что «Карамзин добросовестно пересказывал источники. Через «Историю Государства Российского» Толстой постигал летописи и исторические воинские повести (8, с. 65). И вот замечательно, что концепция «Войны и мира» - это расширенная концепция русских воинских повестей ХШ-ХVII вв. Не с XI и XII, а только с XIII в. Моральная концепция русской истории сложилась в древнерусской исторической литературе только после нашествия Батыя». Эта хронологическая граница принципиально важна. Лишь после того, как Русь осознала, что воистину означает быть порабощенной, она пришла к отказу от героизации завоевателя. «Создаются высокие этические представления об истории, войнах, сражениях, - пишет Лихачев. - Все чаще встречаются в русской литературе описания героической гибели храбрых воинов, защищающих русскую землю, а не нападающих на другие страны» (8, с. 66).
Именно с этой позиции анализирует Толстой войну 1812 года. И созданный им образ Наполеона по замыслу должен был приближаться не к отражению личности реального человека, а к тому типу завоевателя, который создан русскими воинскими повестями, и отражать этическую оценку русского народа. В народной системе нравственных ценностей завоеватель отвратителен уже потому, что посягает на чужую свободу. «Вторгающийся враг, захватчик, не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет произносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением» (8, с. 67).
Напомним, что образ Наполеона - темный полюс романа, и противопоставлен ему образ Кутузова. А почему, собственно, именно Кутузов? Что заставило Толстого отказаться от первоначальной идеи противопоставить Наполеону Александра I (19 марта 1865 г. Толстой отмечает в дневнике замысел «написать психологическую историю романа Александра и Наполеона»)? Ведь автор «Войны и мира» в целом вольно обращается с исторической достоверностью реальных личностей: его Кутузов так же «вписан» в народный тип воина-освободителя, как Наполеон - в образ захватчика, и Кутузов так же далек от своего прототипа. Что же помешало Толстому «преобразить» Александра I? Прежде всего, конечно, то, что Александр возглавил зарубежный поход русских войск 1813 - 1814 гг. Хотя этот поход и был освободительным, но российское воинство шло по чужим землям, завоевывало чужие города. Не было для Толстого праведности в таком победном шествии. И он подчеркивает свое отрицательное отношение к кампании 1813 - 1814 годов тем, что ни словом не упоминает о ней в романе, где центральным событием стала война с французами. Этим объясняется актуальность темы работы.
Целью данной работы является изучение образа Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
-
Рассмотреть философию истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Определить главное назначение образа Кутузова в романе.
-
Выявить отличие образов Наполеона и Кутузова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вся глубина понимания исторических процессов, вся полнота знания «последней правды» о России и духовного слияния с русским народом сконцентрированы в образе Кутузова. Это - светлый полюс романа. Образ народного полководца для Толстого во всех отношениях идеален, так что Кутузову уже как бы и некуда развиваться: его духовная задача - постоянно жить на этой высшей точке своего развития, не допустить для себя ни единого эгоистического шага.
Образ Наполеона - темный полюс романа. Холодный эгоизм, ложь, самовлюбленность, готовность ради достижения своих низких целей жертвовать чужими жизнями, даже не считая их,- таковы черты этого героя. Он тоже лишен пути, ибо его образ-предел духовной деградации. Вся дьявольская «наполеоновская идея», с 1805 года занимавшая русское общество, сконцентрирована, всесторонне проанализирована и заклеймена Толстым в образе Наполеона.
И духовный «вектор» героев «Войны и мира» может быть направлен «к Кутузову», то есть к постижению высшей правды, народной идеи развития истории, к самосовершенствованию через самоотречение, или «к Наполеону» - вниз, по наклонной плоскости: путь тех, кто боится постоянной напряженной духовной работы. И путь исканий любимых героев Толстого идет через преодоление в себе «наполеоновских» черт и идей, а путь иных - через их приятие, приобщение к ним. Именно поэтому все герои «без развития», остановившиеся, избравшие легкий путь отказа от духовной работы, объединены «наполеоновскими чертами» и образуют в русском обществе свой особый мир - мир светской черни, символизирующий «наполеоновский полюс» романа.
Образы Кутузова и Наполеона создают не только психологические, но и историко-философские полюса. Осмысливая причины возникновения войн, психологию и идеологию завоевателей, их исторические и нравственные черты, Толстой выявляет тайные механизмы действия законов истории. Он ищет те силы, что противостоят завоевательным амбициям, ищет, как и когда появляется и набирает мощь идея свободы, противостоящая идее порабощения.
Иными словами, Лев Толстой стремится к глубокому философскому осмыслению идеи войны и идеи мира, воплощенных в романе в образах Наполеона и Кутузова. И герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные «наполеоновскими» чертами, оказываются в романе как бы «людьми войны», объективно способствующими возникновению войн. Воспринимая войну как нечто не просто тяжелое и страшное, но как событие противоестественное, спровоцированное самыми низменными помыслами и желаниями, Толстой показывает, как проявляются эти помыслы и желания, как развивается эта психология войны в людях, далеких от полей сражений, - в Курагиных, во фрейлине Шерер, в Анне Михайловне Друбецкой, в Берге, в Вере Ростовой...
В образе же военного человека Кутузова воплощена для Толстого сама идея мира - неприятие войны, стремление победить не только французскую армию, но и саму античеловеческую идею завоевания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти томах, т. V. М., Изд-во АН, 2004. – 496 с.
-
В мире Толстого. Сб. статей. М.: Наука, 2004. – 372 с.
-
Гоголь Н.В. Избранные произведения. М.: Мысль, 2003. – 498 с.
-
Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. М.: Мысль, 2004. - 287 с.
-
Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». - СПб.: «Лицей», 2005. – 398 с.
-
Зайденшнур. Э.Е. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Создание великой книги. М.: Книга, 2002. – 291 с.
-
Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир. М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
-
Лихачев Д.С. Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3-х тт. - Л.: Художественная литература, 2005. – 429 с.
-
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.: Наука, 2004. – 382 с.
-
Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 2004. 385 с.
-
Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М.: Изд-во МГУ, 2001. – 284 с.
-
Страхов Н.Н. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом. СПб.: Невский проспект, 2003. – 275 с.
-
Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Художественная литература, 2004. – 765 с.
-
Храпенко М. Б. Лев Толстой как художник. М.: Прогресс, 2001. – 352 с.
Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Знание, 2003. – 284 с.
54.196.52.45
|