Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Внимание как психологический процесс 5
1.2 Особенности внимания детей дошкольного возраста 13
1.3 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР 14
1.4 Особенности внимания детей с задержкой психического развития 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Описание методик исследования 29
2.3 Проведение и обработка результатов исследования 33
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение
У детей с ЗПР чётко прослеживается нарушение внимания. По сравнению со сверстниками, чьё развитие соответствует норме, этим детям требуется больше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения инструкции. Они хуже выполняют задание, которые требуют сосредоточения внимания на материале не вызывающим непосредственного интереса. Отличается быстрая истощаемость, «угасание» внимания. И в такой проблемной ситуации часто бывает, что психолог и педагог работают, изолировано, опираясь только на свои обследования, не используют метод друг друга, без согласования планов работы.
И. Е. Левина писала, что в речевая деятельности формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребёнка, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии (Л, 1968, с.14).
Многие известные специалисты исследователи: (Ляпидевский С. С., Гриншпун П. М., 1969г, Лубовский В. И., 1989г, Жуков Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., 1990г, Усанова О. Н., 1990г и другие) также указывали на то, что у детей, имеющих нарушение речевого развития отличаются и специфические особенности психического развития в целом (вторичны), что отчётливо уже прослеживаются в первичном обследовании. На этой практичной и теоретичной основе и была сформулирована тема данной работы: «Особенности внимания у детей с ЗПР». Отсюда следует, что в центр внимания попадают психические особенности детей с ЗПР, которые являются следствиями аномального развития. Именно они и являются объектом изучения (в частности речь идёт о внимании).
Как известно, к группе ОНР относятся дети со сложными формами речей патологии, такими как: алалия, дизотрия, риналалия, афазия, когда, обнаружив системное нарушение речевой деятельности, именно и оно накладывает опечаток «на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отличительно недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения». Такое нарушение внимания характерно для детей с ЗПР.
При задержке психического развития отмечается недоразвитие многих психических функций, в том числе внимания, особенно на уровне произвольности и осознанности.
Итак, при определенной неординарности групп детей с ЗПР выделяется одна, свойственная им всем проблематичность недоразвитии внешних функций, в частности, внимания.
Целью данной работы является рассмотрение внимания детей с ЗПР.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть особенности внимания как психологического процесса.
2. Расскрыть особенности внимания детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть психологическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР.
4. Расскрыть особенности внимания детей с задержкой психического развития.
5. Провести экспериментальное исследование различных свойств внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.
6. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: Дети с ЗПР (5 человек) и дети с нормальным развитием (5 человек).
Предмет исследования: выявление нарушений внимания у детей с ЗПР.
Гипотеза: предполагается, что у детей с ЗПР наблюдается нарушение внимания в отличие от детей с нормальным развитием.
В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу дошкольного коррекционного воспитания и обучения. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизм отклонений в развитии, разработаны пути воздействия, адекватные имеющемуся у ребенка дефекту.
Задержка психического развития отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при умственной отсталости, при задержках психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения.
У детей с ЗПР отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания. Ребенок не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь, отвлекается внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия.
На всех этапах развития ребенка с ЗПР отмечаются колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концентрирования внимания, устойчивости и распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели некоторые аспекты внимания у детей с речевыми нарушениями. В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования нами были достигнуты поставленная цель и задачи и доказана выдвинутая гипотеза.
Список литературы
-
Алферова А. Д. Психология развития школьника Ростов на Дону 2000г.
-
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства
М.: Медицина 496 стр., 2000г.
-
Блонский П. П. Психология 2000г.
-
Вайолет Оклендер Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии Перев. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 336 с.
-
Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания—М. Изд. МГУ 1974г.
-
И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд., стереотип. — Издательский центр "Академия", 2001. — 160 с.
-
Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. — 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").
-
Зейгарник Блюма Вульфовна Личность и патология деятельности
Издательство Московского университета 1971.
-
Зейгарник Блюма Вульфовна Патопсихология: Учеб. пособие для студ. Вузов 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 208с
-
Лурия А. Р. Курс общей психологии, Психология внимания.- М. Изд. МГУ 1970г.
-
Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста
СПб: Питер, 2001. - 256 с.
-
Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов
М.: Издательский центр «Академия». - 432 с.
-
Масклаков А. Г. Общая психология изд. Питер 2002г.
-
Обухова Л. Ф. Возрастная психология 1999г.
-
Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений— 3-е изд., доп. — Издательский центр "Академия", 2001. — 160 с.
-
Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии,- Сп. б: изд. Питер 2000г.
-
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика М., 2002 г.
-
Эриксон Э. «Ребёнок и общество». 2000г.
-
Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000г.
3.17.79.60
|