Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 4
1.1. Научные подходы в теории организаций и проблема коммуникаций 4
1.1.1. Роль коммуникации в управлении организацией 4
1.1.2. Школа научного управления. 5
1.1.3. Школа человеческих отношений. 6
1.1.4.Системный подход к коммуникациям в организациях. 6
1.2. Принципиальные модели процесса коммуникации и их применение 9
1.2.1. Простая коммуникационная модель с обратной связью. 9
1.2.2. Модель сетевого анализа коммуникационных сетей 13
1.2.3. Трансакционная модель коммуникаций. 19
1.3. Типология коммуникаций в организации 21
1.3.1. Каналы коммуникации 21
1.4. Функционирование коммуникаций в организациях 24
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение
Коммуникация - как форма общения двух и более субъектов контактирования - является естественной и неотъемлемой частью процесса управления. Поскольку общение подразумевает обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе.
Предметом анализа в данном случае выступают особенности коммуникации и коммуникативного процесса в организациях. Область коммуникации, таким образом, тесно связана с теорией и практикой менеджмента, организационными системами и структурами, а также психологией управления. Все три дисциплины «работают» на теорию коммуникации /добавим к ним и этику делового поведения и общения/, обогащая ее понятийным, парадигмальным аппаратом, концепциями и методами исследований, о чем свидетельствует литература - источники, привлеченные для составления данного пособия.
Область изучения коммуникаций выходит в первую очередь на представление о типологии организаций, т.к. тип организации несомненно сказывается на сущности и особенностях коммуникационного процесса. Возникает закономерный вопрос.
О какой организации идет речь. На помощь приходит система критериев классификации организаций, которой значительное место уделено в работах проф. В.М. Матиашвили.
Вопросы психологии межличностного общения достаточно полно раскрываются в работах - учебных пособиях под ред. проф. В.Н. Лапвриненко. Проф. С.И Самыгина. Л.Д. Столяренко, проф. Е.В. Руденского.
Наконец, непосредственно сущность и проблемы коммуникативного процесса в организациях представлены в блестящей работе американских авторов / М. Мескона и др./ «Основы менеджмента», а также в адаптированном ее варианте - учебном пособии проф. Е.Е.Вершигоры. В этом же ключе выполнена популярная брошюра проф. Г.Г. Почепцова.
Несомненный интерес представляют книги зарубежных авторов, посвященные проблемам межличностных коммуникаций - на примере стран с развитой рыночной экономикой. Это авторы - П. Ньюхоузер. В. Ховелл. Р. Дипбой и М. Стол.
Впрочем, нетрудно заметить, что вопросы эффективной коммуникации, преодоления встречающихся трудностей рассматриваются большинством авторов применительно к западному типу организации и рассчитаны на культуру западных менеджеров и сотрудников. Конечно, эти знания необходимы российским специалистам, особенно тем из них, кто планирует работу за рубежом или уже сегодня связан совместной деятельностью с иностранцами у себя на родине - в том же Нижнем Новгороде.
Однако желательно, чтобы излагаемые общие принципы коммуникативного процесса проецировались на отечественную действительность. Поэтому, кроме теоретической части, курс «коммуникации в организациях» включает тематику практических занятий, где предполагается подробно рассмотреть проблемы в реальных, конкретных организациях. С целью закрепления знаний и развития навыков коммуникационной культуры работа на практических занятиях ведется в режиме деловых игр, разбора конкретных ситуаций, видеотренинга и тестирования.
Заключение
Система коммуникации существенно облегчает работу компании, высвобождая дополнительное время для производства и сокращая объем ненужной работы.
Руководитель тратит большую часть своего времени на коммуникацию для того, чтобы реализовать собственные роли и цели в межличностных отношениях, в информационном обмене, в процессах принятия решений, а также в управлении, планировании, мотивации деятельности подчиненных и контроле за их работой. Поскольку все виды управления построены на коммуникации, ее с полным основанием можно считать главным связующим процессом.
От качества обмена информацией напрямую зависит степень реализации поставленных задач. В то же время некачественная, неэффективная коммуникация способна порождать массу проблем в организациях. В частности, т.н. «открытые» проблемы, которые связаны с человеческими, поведенческими аспектами деятельности организации. Они проявляются в социально-психологической напряженности, конфликтах, столкновениях интересов, в «разрывах» деловой коммуникации, в отказе от сотрудничества и в других симптомах нездорового нравственно-психологического климата организации.
Словом, эффективно работающие менеджеры - это те, кто эффективны в коммуникациях.
Для начала необходимо знать, что к основным функциям коммуникаций относятся:
1) информативная - передача истинных или ложных сведений;
2) интерактивная /побудительная/ - организация взаимодействия между людьми /согласованность действий, распределение функций, влияние на настроение, убеждения, поведение собеседника - через внушение, приказ, просьбу, убеждение и т.д./;
3) перцептивная - восприятие друг друга партнерами в ходе общения и установление на этой основе взаимопонимания;
4) экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Эффективная коммуникация предполагает также наличие у менеджера коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а именно: достигать взаимопонимания, ясного представления о ситуации и предмете общения.
Список литературы
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
-
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М., 1998.
-
Зигерт В., Лат Л. Руководить без конфликтов. М., 1999.
-
Коммуникации в организациях. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000г
-
Матиашвили В.М. Организационные системы: сущность и типы. Н.Новгород, НРИ АПК, 2000.
-
Матиашвили В.М. «Организационная проблема: диагностика и решение». Н.Новгород, НРИ АПК, 2000г.,
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М. 1997.
-
Организационная проблема: диагностика и решение.- Н.Новгород, НРИ АПК.2000.
-
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М. 1997.
-
Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 2001.
-
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М., 1986.
-
Пугачев В.П. Руководство персоналом организаций. М., 2001г.
-
Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. Учебное пособие.- М., Новос., 2000.
-
Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980.
-
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов н/Д., 1997.
-
Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. М., 2000. с. 56
-
Фролов С.С. Социология организаций. М.: 2001г.
32 страницы
3.138.114.38
|