Долг как этическая категория
Долг есть моральная необходимость действия. Его можно назвать специфически моральным мотивом. Это – моральная необходимость действия, рассмотренная в качестве его достаточного мотива. Действовать морально – значит действовать по долгу. Совершить нечто по долгу – значит совершить это потому, что так предписывает мораль.
Моральный долг отличается от прочих обязанностей тем, что он претендует на безусловность. Но благодаря этому он и связан с ними. Через понятие долга той или иной конкретной обязанности придаётся безусловный характер, и она поднимается на высоту нравственной обязанности.
Долг есть определённая схема деятельности, поведенческий канон. В этом качестве он предполагает постулат свободы воли или свободной причинности. Его даже можно определить как такое состояние свободной воли, когда последняя, с одной стороны, безраздельно подчиняет себя нравственному закону, выступает как добрая воля, а с другой стороны, решительно противостоит всем внешним воздействиям, склонностям и интересам.
…………
Долг как субъективный признак морали. Согласно Канту, разумность воли есть способность действовать согласно представлению о законе. Представление о законе в этом случае является и знанием, и особого рода чувством, которое связывает субъекты с этим законом. Это чувство Кант называет уважением. Уважение есть чувство, порожденное понятием разума, выражающее отношение разумной воли к нравственному закону. Через чувство уважения человек утверждает и своё достоинство, и достоинство того человека, уважение к которому он выказывает.
…………
Что же такое долг? Весь мир потрясла трагедия Армении – землетрясение в декабре 1988г. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять. А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удаётся достичь главное: сократить число жертв. В Армении же многие здания рассыпались как карточные домики. Чаще всего потому, что панели и перекрытия, из которых велась сборка, наполнены были в основном песком и щебнем, хотя для приготовления раствора необходимо определённое количество скрепляющего цемента. Куда же он пропал? Почему нарушались строительные нормы? Ведь должны же были их соблюдать… Должны были…
………
Список используемой литературы
1. Гусейнова А.А, Дубко Е.Л., Этика, М., 1999, с. 496
2. Введение в обществознание: учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, М., 2002, с. 269
3. Матвеев А.И., Человек и общество часть II, Личность, мораль, право, М., 1995, с. 160
18.116.90.141
|