Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты налогообложения предпринимательской деятельности 5
1.1. Основные понятия и принципы налогообложения 5
1.2.Нормативно-правовые акты, регулирующие систему налогообложения предпринимательской деятельности 12
1.3. Основные направления налоговой системы 14
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы 25
2.1. Понятие и сущность налогов 25
2.2. Виды налогов 28
2.3.Механизм функционирования налоговой системы 32
Глава 3. Система налогообложения и виды налогов на предприятиях в сфере услуг на примере ООО "РОМОС"(салон красоты) 41
3.1.Характеристика деятельности предприятия 41
3.2.Организационная структура управления 42
3.3.Технико-экономические показатели деятельности предприятия 43
3.4.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 48
3.5. Анализ системы налогообложения на предприятии и пути ее совершенствования 55
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 71
Введение
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
Цель исследования – раскрыть содержание и механизм налогообложения предпринимательской деятельности в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
определить сущность и значение налогов;
-
проанализировать функции и принципы налогообложения, нормативное регулирование налогообложения;
-
рассмотреть механизм функционирования налоговой системы, выявить основные проблемы налоговой системы России на современном этапе;
-
исследовать систему налогообложения конкретного предприятия и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, менеджмента, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.
Объектом исследования является налоговая система России, предметом – налогообложение предпринимательской деятельности ООО «Ромос».
Информационную основу работы составили материалы предприятия, а также сведения, содержащиеся в научных публикациях по исследуемой проблеме.
Заключение
В работе были рассмотрены теоретические и методологические аспекты налогообложения предпринимательской деятельности: основные понятия и принципы налогообложения, нормативное регулирование, понятие и основные направления налоговой системы РФ. Затронута история становления и развития налогообложения в России, проанализирован механизм функционирования налоговой системы России. Анализ был подкреплен практическими примерами и выводами. Анализ показал, что налоговая система РФ находится в постоянном развитии.
Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.
Порядок налогообложения предприятий регламентируется следующей нормативно-правовой базой:
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
В работе на примере салона красоты ООО «Ромос» был рассмотрен порядок налогообложения предпринимательской деятельности.
Салон красоты занимается оказанием услуг населению в сфере обслуживания. Организация предоставляет услуги по удовлетворению потребностей косметического и эстетического плана. В салоне представлен широкий ассортимент услуг, ориентированных как на женскую часть населения, так и на мужскую. Используются только качественные препараты. Закупка препаратов и оборудования производится у постоянных поставщиков. Все мастера салона постоянно совершенствуются в любимой профессии. На базе салона действуют семинары и мастер-классы для повышения квалификации. Кроме того, большинство мастеров салона регулярно стажируются в Европе, перенимая опыт ведущих профессионалов.
В целом, можно сделать вывод о том, что фирма достаточно успешно занимается своей деятельностью.
Фирма находится на общей системе налогообложения и является плательщиком следующих налогов:
В целях оптимизации налоговых платежей и налогового учета в фирме можно предложить перейти на упрощенную систему налогообложения.
Перейти на этот налоговый режим и уйти с него налогоплательщик может по собственному желанию.
Основное преимущество упрощенной системы налогообложения перед общей - количество уплачиваемых налогов значительно меньше. Вместо четырех налогов "упрощенец" рассчитывает только один. При этом расчет единого налога достаточно прост. Из этого преимущества вытекает и еще одно: субъекту, применяющему УСН, нужно представлять в органы налоговой службы не четыре налоговых декларации, а только одну. То есть объем налоговой отчетности "упрощенца" значительно меньше, чем у этой же организации, если она применяет общий налоговый режим. Кроме того, предприятие, применяющее УСН, не представляет в налоговую службу финансовую отчетность - баланс с прилагаемыми формами. Ведь согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Такие организации ведут бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов.
И, наконец, при переходе на упрощенную систему налогообложения значительно снижается налоговая нагрузка на субъект предпринимательства. То есть в данном случае мы имеем дело с минимизацией налоговых платежей. Конечно, для каждого предпринимателя в отдельности снижение налоговой нагрузки будет различным. Чтобы оценить его, нужно просчитать конкретные результаты.
Следующим преимуществом упрощенной системы налогообложения по сравнению с общей системой является простота налогового учета.
Очевидным преимуществом УСН является возможность выбора объекта налогообложения: с полученного дохода или с разницы между полученными доходами и понесенными расходами.
Уменьшение налоговых платежей достигается в значительной мере за счет сравнительно небольших ставок единого налога. Так, в случае, если налогоплательщик выбирает в качестве объекта налогообложения доходы, то ставка единого налога будет равна 6%, а если он выберет доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка составит 15%.
Список литературы
-
Налоговый кодекс РФ. Часть I и II. С изменениями на 1 марта 2005г.
-
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом МФ РФ от 09.12.98 г. №60н.
-
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 г. №43н.
-
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.01 г. № 44н.
-
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом МФ РФ от 03.03.2001. г. № 26н.
-
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 32н.
-
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 33н.
-
Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01. Утверждено приказом МФ РФ от 02.08.01г. № 60н.
-
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом МФ РФ от 16.10.2000 г. № 91н.
-
Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
-
Гурьяков Л. Льготы и вычеты: различия и особенности применения // Финансовая газета. – 2004. - № 19. – с. 18 – 25.
-
Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. – М.: МЦФЭР, 2002. – 452с.
-
Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. – Ростов – н/д: Феникс, 2003. – 325 с.
-
Кашин В.А. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник. – 2002. - №12. – с. 16 – 25.
-
Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2004. – 365 с.
-
Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Оценка прибыльности хозяйственных операций. - М., 2003. - 800 с.
-
Левадная Т.Ю. Социальные налоговые вычеты, предоставляемые индивидуальным предпринимателям // Налоговый вестник. – 2004. - № 4. – с. 21 – 25.
-
Мещерякова О.Ю. Вычеты для профессионалов // Учет. Налоги. Право. – 2004. - № 8. – с. 22 – 24.
-
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 432 с.
-
Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 251 с.
-
Недельская И.Ю. Дешевые займы для работников // Учет, налоги, право. – 2004. - № 29. – с. 19 – 23.
-
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. –М.: МЦФЭР, 2003. – 352 с.
-
Юткина Т.Ф. Налоги и налогобложение. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 321 с
-
Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 324 с.
-
Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.
-
www. minfin.ru – официальный сайт министерства финансов РФ
Приложения
Приложение 1. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС России за 2004 год
(млрд. рублей)
Поступления
|
2003 год
|
2004 год
|
В % к 2003 году
|
Всего
|
3 636,70
|
4 506,37
|
123,9
|
в том числе:
|
|
|
|
Налоги и сборы в консолидированный бюджет
|
3 036,51
|
3 774,04
|
124,3
|
в том числе:
|
|
|
|
в федеральный бюджет
|
1 676,60
|
1 973,85
|
117,7
|
из него - единый социальный налог
|
364,59
|
442,12
|
121,3
|
в территориальные бюджеты
|
1 359,91
|
1 800,19
|
132,4
|
Государственные внебюджетные фонды
|
600,20
|
732,33
|
122,0
|
Налоги и сборы - всего
|
2 671,91
|
3 331,92
|
124,7
|
в федеральный бюджет
|
1 312,01
|
1 531,73
|
116,7
|
в территориальные бюджеты
|
1 359,91
|
1 800,19
|
132,4
|
в том числе:
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций
|
527,32
|
867,56
|
164,5
|
в федеральный бюджет
|
170,94
|
205,71
|
120,3
|
в территориальные бюджеты
|
356,38
|
661,85
|
185,7
|
Налог на доходы физических лиц
|
455,34
|
574,05
|
126,1
|
в территориальные бюджеты
|
455,34
|
574,05
|
126,1
|
НДС
|
619,09
|
748,95
|
121,0
|
в федеральный бюджет
|
619,09
|
748,95
|
121,0
|
Акцизы
|
346,71
|
240,50
|
69,4
|
в федеральный бюджет
|
248,11
|
109,74
|
44,2
|
в территориальные бюджеты
|
98,60
|
130,76
|
132,6
|
Платежи за пользование природными
ресурсами
|
398,35
|
582,16
|
146,1
|
в федеральный бюджет
|
249,25
|
434,23
|
174,2
|
в территориальные бюджеты
|
149,10
|
147,93
|
99,2
|
в том числе:
|
|
|
|
налог на добычу полезных ископаемых
|
331,55
|
511,13
|
154,2
|
в федеральный бюджет
|
246,94
|
424,97
|
172,1
|
в территориальные бюджеты
|
84,62
|
86,16
|
101,8
|
продолжение приложения 1
Государственные внебюджетные фонды - всего
|
600,20
|
732,33
|
122,0
|
в том числе:
|
|
|
|
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)
|
400,80
|
489,55
|
122,1
|
Фонд социального страхования (ФСС)
|
102,32
|
126,77
|
123,9
|
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
|
5,77
|
6,78
|
117,5
|
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)
|
91,30
|
109,24
|
119,6
|
Справочно.
|
|
|
|
Поступления в Пенсионный фонд,вкл. ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет
|
765,40
|
931,67
|
121,7
|
Поступления в государственные внебюджетные фонды, включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет
|
964,79
|
1174,45
|
121,7
|
3.140.185.170
|