Содержание
Введение 3
1. Налоги как основной источник доходов финансовой системы страны 5
1.1. Структура финансовой системы России 5
1.2. Понятие и сущность налогов 8
1.3. Классификация налогов 10
2. Анализ современного состояния финансовой системы страны 13
2.1. Параметры исполнения федерального бюджета 13
2.2. Структура налоговых доходов федерального бюджета 16
3. Пути и направления дальнейшего функционирования 19
3.1. Проблемы налоговой политики 19
3.2. Перспективы финансовой системы страны 22
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Введение
Актуальность темы. Сегодняшнее экономическое состояние диктует новые условия формирования и развития экономической составляющей мирового общества. Все процессы, протекающие в государстве находятся в тесной взаимосвязи с экономикой и действуют в рамках единой политики государства.
Одним из наиболее значимых механизмов, дающих возможность государству реализовывать регулирование процесса социально-экономического развития, является финансовый механизм, представляющий собой целостную структуру взаимосвязанных элементов финансовой системы, центральным звеном которой выступает бюджет государства. С помощью финансовой системы государственный механизм формирует централизованные и децентралированные денежные фонды, выполняющие определенные функции, что обеспечивает выполнение государством всех необходимых функций.
Реформы в сфере экономики и политики, проводимые в России с 90-х годов прошлого века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Бюджет государства представляет собой важнейшее средство мобилизации и расходования ресурсов государства, позволяет государству эффективно воздействовать на экономическое развитие страны и контролировать данный процесс.
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране, которая в период экономических реформ приобрела угрожающий для федерации характер, актуальность проблемы модернизации межбюджетных отношений все больше повышается.
Бюджет государства выступает в роли важной статьи расходов и доходов, оказывает серьезное воздействие на общее благосостояние населения государства.
В организации бюджетных отношений России за последнее десятилетие произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе бюджетной системы РФ; определены новые принципы ее построения; проведена первая системная реформа межбюджетных отношений; разграничены бюджетные полномочия. Особая роль в этом отводится формированию доходов бюджетов.
Степень разработанности темы. Необходимо отметить, что вопросы функционирования финансовой системы подвергались исследованию в трудах Андреевой Е.А., Витрянского В.В., Вавилова Ю.Я., Ефимовой Л.Г., Иловайского С.И., Исаева А.А., Крохиной Ю.А., Карасевой М.В., Орлова М.Ф., Сперанского М.М., Селюкова А. Д., Твердохлебова В.Н. и др.
Цель и задачи работы. Итак, целью написания данной работы является рассмотрение особенностей налогов как основного источника формирования доходов бюджета.
Для реализации поставленной цели было предусмотрено решение следующего круга задач:
- изучить понятие и функции налогов;
- изучить классификацию налогов;
- проанализировать доходы федерального бюджета России;
- определить направления развития межбюджетных отношений.
Теоретической и методической основой написания данной работы послужили книги и статьи научных авторов по данной проблематике, таких как Г.Б. Поляк, Л.П. Окунева, В.М. Родионова, А.Г. Грязнова и другие. Источниками информации послужили статистические сборники Российской Федерации.
Заключение
Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов.
Финансовая система включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность.
Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие звенья (институты):
1) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;
2) внебюджетные целевые фонды;
3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей;
4) имущественное и личное страхование;
5) кредит (государственный и банковский).
Звенья финансовой системы Российской Федерации существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами.
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что современное понимание природы финансовой системы не ограничивается лишь описанием ее функций: аккумуляции, распределения и перераспределения денежных ресурсов (потоков). Эта система, включая конкретные характеристики финансовых инструментов, отражает, прежде всего, сложившиеся права собственности, зафиксированные в соответствующих (финансовых) контрактах. Совокупность прав собственности и характеристик финансовых инструментов формирует структуру капитала государства, регионов, корпораций, причем эта структура отражает не только пропорции между различными формами аккумуляции и распределения денежных ресурсов, но включает и их надлежащее юридическое оформление, распределение между инвесторами.
Современная Россия - важнейшая составляющая глобальной финансовой системы и ее роль определяется не только огромными нефтяными, торговыми и денежными потоками, формируемыми российской экономикой, но тем интеллектуальным вкладом, который россияне могут и готовы внести в дело мирового развития. Жаль только, что не все лидеры современного финансового мира способны (или хотят) по достоинству оценить российский финансовый феномен.
В настоящее время перед финансовой системой стоят три основных задачи. Первая: необходим мощный источник длинных и дешевых инвестиций. Второе: финансовая система должна быть эффективной, обеспечивать трансформацию внутренних сбережений в инвестиции с наименьшими транзакционными издержками и способствовать эффективной аллокации ресурсов в экономике. Третье: финансовый сектор должен содействовать реализации социальных функций государства. Речь идёт, прежде всего, о повышении доступности финансовых услуг, предоставлении инфраструктуры для распределения средств участникам государственных программ, развитии пенсионного обеспечения, страхования, социальной ипотеки и образовательного кредитования. В конечном счете – это формирование среднего класса, стабильного общества, решение проблемы социальных гарантий и пенсий.
Приоритетной целью бюджетного выравнивания является выравнивание способности региона к самообеспечению и саморазвитию на базе использования потенциала всех форм собственности.
Основу отечественной модели бюджетного федерализма должны составлять следующие концептуальные условия:
-
рационализация территориальной структуры налоговой системы, определяющей используемую модель распределения доходной базы между бюджетами всех уровней;
-
упорядочение функциональной структуры налоговой системы, т.е. оптимизация общего перечня используемых налогов и сборов (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов и подоходного налога с физических лиц) для повышения эффективности и эластичности действия налоговой системы в целом с точки зрения ее влияния на макро- и микроэкономические процессы;
-
выделение типичных внутренних бюджетных и налоговых систем с целью создания единого налогового пространства в государстве.
Список использованной литературы
-
Афанасьев М. Модернизация государственных финансов. – М.: ВШЭ, 2006г.
-
Балтина А.М., Волохина В.А., Попова Н.В. Финансовые системы зарубежных стран: Учебное пособие для вузов. – М.: Статистика, 2007г.
-
Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. Учебное пособие для вузов. – М.: ВШЭ, 2006г.
-
Иванова О. Б., Рукина С. Н., Денисова И.П. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Феникс, 2008г.
-
Колризер Дж. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы. – М., 2008г.
-
Лушин С.И. Государственные и муниципальные финансы. Гриф МО РФ. – М.: Экономистъ, 2007г.
-
Лыкова Л.Н. Налоговая система России / Институт экономики РАН. М.: Наука, 2008.
-
Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник - 2 изд. – М.: Инфра-М, 2008г.
-
Нестеров В.В., Желтов Н.С. Финансовая система и экономика. – М.: Статистика, 2004г.
-
Нестеров, Л. И. Финансовая система мира: взаимные расчеты между странами. – М.: Россия, 2005г.
-
Ржевская Т. Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. – М.: ЮНИТИ, 2008г.
-
Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. – Юриспруденция, 2006г.
-
Шевчук Д.А. Международная финансовая система. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2006г.
Якушев А. В. Государственные и муниципальные финансы. – М.: А-Приор, 2008г.
18.220.126.5
|