Содержание
1. Краткая технико-экономическая характеристика ООО «» 3
2. Анализ системы внутрибанковского контроля на примере ООО «» 12
3. Рекомендации по повышению эффективности банковского контроля в ООО «» 38
Список использованной литературы 45
Приложения 48
1. Краткая технико-экономическая характеристика ООО «»
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленно - Транспортный банк" (ООО ""), Республика Башкортостан, город Уфа, основан в 1993 году, имеет расширенную лицензию Центрального банка России №2638, дающую право открывать корреспондентские счета в зарубежных банках и проводить полный набор банковских услуг.
Адрес: 450000, Россия, …………..
Участниками Банка являются предприятия, работающие в области промышленного железнодорожного транспорта, дорожного строительства и обустройства нефтяных месторождений, предприятия оптовой торговли.
Все эти годы Банк стабильно работает на финансовом рынке региона и по праву считается одним из лучших расчетных коммерческих банков.
- член Ассоциации Российских банков, Ассоциации региональных банков "Россия", Ассоциации кредитных организаций Республики Башкортостан. Банк реализует все виды банковских услуг, сочетая при этом традиционный банковский консерватизм с гибкостью тарифной и лимитной политики.
Кроме того, Банк предоставляет физическим и юридическим лицам такие традиционные банковские услуги, как кредиты и вклады, обслуживание VIP клиентов, межбанковские, валютные, комиссионные операции, а также операции с ценными бумагами.
С 2004 года ПромТранБанк активно развивает программу потребительского кредитования населения. Удобные условия и отработанная технология позволили занять значительную долю рынка потребительского кредитования Республики Башкортостан. В настоящее время Банк сотрудничает с организациями, реализующими бытовую технику, компьютеры, оргтехнику, аудио- и видео- аппаратуру, сотовые телефоны, мебель и другие товары.
За последний год валюта баланса увеличилась в 2 раза, объем привлеченных средств населения увеличился в 9 раз. Открылся и начал работать филиал в г.Москве.
Миссия Банка - создавать рабочие места, платить налоги, содействовать развитию качественной бизнес-среды. Соблюдение выбранной философии позволяет Банку быть востребованным со стороны клиентов, завоевывать доверие и уважение в профессиональной среде.
Информация о структуре собственности банка и информация о лицах, оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка по состоянию на 01.07.2008г. представлены в табл.2.
Таблица 2
Структура собственности ООО ""
……….
Услуги банка, предоставляемые малому бизнесу
В банке существует программа кредитования малого бизнеса «Деловые деньги».
Основные условия кредитования
-
Минимальная сумма кредита – 30 000 рублей.
-
Максимальная сумма кредита – 7 000 000 рублей.
-
Срок кредита – от 3 до 60 месяцев.
-
Процентная ставка – от 19% до 22 % годовых.
-
Ежемесячная комиссия – от 0,25% до 0,7% от суммы кредита.
-
Единовременная комиссия – 2% от суммы кредита.
-
Обеспечение: автотранспорт, торговое и производственное оборудование, товары в обороте, недвижимость и прочее имущество (залогодателем может выступать как заемщик, так и третьи лица), поручительство (физических и юридических лиц).
-
Кредит предоставляется в рублях.
-
Кредит возвращается ежемесячно равными платежами.
-
При сумме кредита свыше 500,0 тыс.руб. открытие расчетного счета обязательно .
Предлагаемые срок пользования кредитом, процентная ставка, комиссия зависят от вида обеспечения и наличия кредитной истории в Банке. При кредите до 500 000 рублей (для Индивидуальных предпринимателей) открытие расчетного счета не обязательно. При погашении кредита в банке, все последующие предоставляются на более льготных условиях. Досрочное погашение кредита возможно независимо от срока пользования. При суммах кредита свыше 500 000,0 рублей возможно как полное, так и частичное погашение кредита. При досрочном погашении кредита заемщиком сумма процентов и комиссии пересчитываются и рассчитываются исходя из фактического времени пользования кредитом. Штраф при досрочном погашении кредита отсутствует.
Этапы оформления кредита:
-
прийти в офисы банка и обсудить условия и порядок получения кредита;
-
подготовить документы, предоставить их в банк и договориться о времени выезда на предприятие;
-
на основании решения кредитного комитета кредитным специалистом банка будут оформлены все необходимые документы;
-
получить кредит и развивать свой бизнес;
погасить кредит
………
2. Анализ системы внутрибанковского контроля на примере ООО «»
В теории менеджмента контроль понимается как процесс наблюдения за объектом, проводимого для обнаружения в нем отклонений от установленных стандартов или целей. Отклонения могут происходить вследствие наступления неблагоприятных событий или действий. Контроль позволяет своевременно обнаружить эти неблагоприятные события и произвести вмешательство в происходящие процессы в целях необходимого изменения объекта, не доводя его состояние до возникновения кризисных явлений, которые могут приводить к существенным потерям либо угрожать существованию объекта. В качестве неблагоприятного события в практике кредитной организации могут рассматриваться всевозможные явления, которые препятствуют осуществлению главных целей: крупные убытки, связанные с коммерческой деятельностью; подрыв репутации; осуществление сделок в ущерб кредитной организации; нарушение норм законодательства и др. Неблагоприятные события могут препятствовать достижению стандартов, установленных для технологических, операционных, юридических и прочих процедур, а также норм/критериев, регламентирующих качество банковских услуг/продуктов. Необходимо отметить, что накопление неблагоприятных событий, незначительных по отдельности, может вызвать определенный переход количества в качество, при котором совокупность накопленных недостатков приведет к тяжелым проблемам. Наиболее разумно выявить эти неблагоприятные события заранее путем осуществления контроля и их минимизировать, нежели потом устранять последствия возникших проблем либо кризисных явлений.
Внутренний контроль в кредитной организации - это процесс, который должен реализовываться постоянно силами органов управления (начиная с совета директоров, менеджеров различных уровней) и сотрудников кредитной организации с применением определенных процедур и методов контроля на базе всей доступной информации.
Основными целями осуществления внутреннего контроля в ООО «» являются (табл.7):
- производственная и финансовая деятельность (производственно-финансовые цели);
- надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации (информационные цели);
- соблюдение действующих законодательных и нормативных актов (комплаенс-цели).
Таблица 7
Основные цели осуществления внутреннего контроля в ООО «»
………
Система внутреннего контроля в ООО «» базируется на должной информационной политике, которая предполагает своевременность, надежность и доступность информации по направлениям деятельности кредитно-финансовой организации. Особое значение в рамках информационной политики имеет своевременное предоставление руководству банка, руководителям подразделений и комитетов полной и достоверной информации о проводимых операциях, уровне эффективности операций, сведения о результатах деятельности кредитной организации, выполнении лимитов и пр. Для этого службой внутреннего контроля проводится анализ финансово-экономического состояния банка. Покажем на примере, как проводится анализ.
Оценка финансовой деятельности ООО «» проводилась на основании публикуемых и иных форм отчетности, составленных в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (Приложение 1).
В таблице 10 представлен анализ динамики активов и пассивов ООО «» за 2005-2007гг.
Таблица 10
Динамика активов и пассивов ООО «» за 2005-2007гг.
……….
Таким образом, по большинству показателей Банк выдерживает нормативные требования Банка России с существенным запасом по отношению к предельно допустимым значениям, что подтверждает высокую платежеспособность Банка.
Далее рассмотрим оценку доходов и расходов банка за 2005-2007гг. (табл.12). Как показывают данные таблицы 12, по итогам 2007г. наблюдается существенный рост суммы процентных доходов, полученных Банком от ссуд предоставленных клиентам (+484222 тыс.руб. или +37,9%). Всего процентные доходы выросли за 2005-2007гг. на 480115 или на 33,5%. Вместе с тем увеличение суммы процентов уплаченных и аналогичных расходов составило +285372 тыс.руб. или +38,6%. Чистые процентные и аналогичные доходы на 01.01.08 г. составили 888857 тыс.руб. (прирост за 2005-2007гг. +194 743 тыс.руб. или +28,1%).
Комиссионные доходы за 20052007гг. выросли на 262047 тыс.руб. или 96,8%, рост комиссионных расходов при этом составил 157849 тыс.руб. или 370,5%.
Таблица 12
Оценка доходов и расходов ООО «» за 2005-2007гг.
……….
Среди недостатков внутреннего контроля в ООО «» можно отметить:
-
не осуществляется мониторинг системы внутреннего контроля;
-
не определены приоритетные направления внутреннего контроля. При совершении каждого типа нарушений банк может понести финансовые потери, а может и не понести их. В настоящее время существует необходимость систематизации подхода к проведению проверок с точки зрения контроля за операциями, где возможны нарушения, которые реально влияют либо в перспективе могут повлиять на финансовый результат банка.
3. Рекомендации по повышению эффективности банковского контроля в ООО «»
В соответствии с выявленными проблемами внутреннего контроля в ООО «» были разработаны следующие рекомендации по повышению эффективности банковского контроля:
………….
Список использованной литературы
-
Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утв. Банком России 26 марта 2007 г. № 302-П)
-
Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П) (в ред. Указания ЦБ РФ от 30.11.2004 № 1521-У)
-
Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"
-
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 08.04.2008, с изм. от 27.10.2008)
-
Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России») от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.10.2008)
-
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 28.11.2007)
-
Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.04.2008, с изм. от 27.10.2008)
-
Российские стандарты аудиторской деятельности
-
Акулов А.В., Малыхин Д.В. и др. К вопросу о стандартизации процессов управления рисками и внутреннего контроля // Управление в кредитной организации. – 2007. - №1.
-
Акулов А.В., Малыхин Д.В. и др. Организация комплайенс-контроля в российских банках // Бухгалтерия и банки, 2006, №№ 9, 10.
-
Боронихина О.В. Об организации последующего контроля как элементе системы внутреннего контроля в банке // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2005. - №11.
-
Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2006. 320 с.
-
Григораш О.С. Большая книга бухгалтера банка (БКББ): Ежегодный справочник-альманах. Часть II. Бухгалтерский учет. – М.: Регламент, 2007.
-
Дивинский Б.Д. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. - №5.
-
Елин А.И., Кобозев И.К. Некоторые подходы к оценке эффективности контрольных мероприятий в кредитных организациях // Контроллинг. – 2005. - №3.
-
Жарковская Е.П. Банковское дело. – М.: Омега-Л, 2007. – с.345.
-
Завгородний Д. Контроль от нуля и до бесконечности // Консультант. – 2007. - №21.
-
Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: Экономистъ, 2005. – 751с.
-
Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для ВУЗов. – М.: Маркет ДС, 2005. – 240 с.
-
Малыхин Д.В. Подтверждение и повышение квалификации внутренних контролеров и аудиторов банков // Бухгалтерия и банки. – 2006. - №2.
-
Основы банковского дела в РФ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 512с.
-
Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Д. Банковские операции. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 368с.
-
Сердюк В. Зачем кредитным организациям нужен аудит безопасности? // Бухгалтерия и банки. – 2007. - №6.
-
Товасиева А. М. Банковское дело - М.: ЮНИТИ, 2005. - 671с.
-
Украинская И.Д. Об организации риск-ориентированного внутреннего контроля в банках // Управление в кредитной организации. – 2006. - №5.
-
Усатова Л.В., Серошан М.С., Арская Е.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. – М.: Дашков и Ко, 2006.
-
Черкасов В. Е. Банковские операции: финансовый анализ. – М.: Консалтбанкир, 2004. - 288с.
-
http://www.bankir.ru
-
http://www.cbr.ru
Приложения
3.140.242.165
|