Содержание
Введение 3
1. Оценивание достижений младших школьников как условия их самоутверждения и самореализации. 4
1.1 Система оценивания учебных достижений школьников. 4
1.2 Оценка учебных достижений младших школьников в начальной школе. 7
1.3 Общие подходы к оцениванию при безотметочном обучении. 10
2. Роль оценки в коррекции школьной неуспешности 16
2.1 Рекомендации по текущему и итоговому оцениванию 16
2.2 Правила оценочной безопасности 18
2.3 Средства и критерии содержательной оценки 19
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Процесс обучения, существующий для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Но до сих пор остается нерешенным вопрос - исключить отметку как основное средство оценивания традиционной школы или разумно использовать ее, сопровождая оценочным суждением учителя или учащихся. Неслучайно одним из направлений модернизации начального образования стало создание новой системы контроля и оценивания и овладение всеми ее компонентами учителем начальных классов.
В основе контрольно-оценочной деятельности учителя лежит глубокое и всестороннее знание возрастных способностей и индивидуальных особенностей ученика, учет индивидуальности его учебной траектории и на этой основе формирование объективной оценки знаний, умений учащихся. Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает не только знание и владение учителем всем спектром разнообразных средств и приемов контроля и оценки, но и перевод контрольно-оценочной деятельности в режим педагогики сотрудничества, что в свою очередь предполагает исключение отметок из учебного процесса. Заменяя отметку развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в производстве и применении оценок, учитель осуществляет развитие у младшего школьника оценочной самостоятельности как важнейшей составляющей самообучения.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей школьной отметки и педагогической оценки, и определить их роль в профилактике и коррекции школьной неуспешности.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Определить особенности оценивание достижений младших школьников как условия их самоутверждения и самореализации.
2. Определить роль оценки в коррекции школьной неуспешности.
Заключение
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.
Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого изучаемого раздела. С этой целью в школах, работающих в режиме безотметочного обучения, рекомендуется организовать специальную работу методических объединений. Ее цель – анализ содержания программ и четкое определение тех знаний и умений, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец четверти, на конец изучения каждого раздела. В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого содержательного блока программы и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков.
Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые аспекты, связанные с оценкой достижений младших школьников.
Список литературы
-
Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
-
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
-
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002.
-
Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1975.
-
Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1981.
-
Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
-
Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 1999.
-
Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001.
-
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьников./ Избр. псих. произв. – М., 1989.
-
Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. М., 2003.
-
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.
-
Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Школа 2000… Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Выпуск 4. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2002.
3.129.13.201
|