Содержание
Введение 4
1. Понятие и проблемы административных правонарушений на границе 6
1.1. Понятие административного правонарушения на границе 6
1.2 Проблемы административных правонарушений на границе 9
2. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации 12
2.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации 12
2.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне 15
2.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации. 17
2.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации 20
2.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролёту через воздушное пространство Российской Федерации 22
2.6. Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) 25
2.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с использованием им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации 27
2.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации 30
2.9. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации 33
2.10. Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы 36
2.11. Нарушение иммиграционных правил 38
2.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания 42
2.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей 43
2.14. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации 46
3. Предотвращение административных правонарушений на государственной границе 49
3.1. Содержание и установление режима государственной границы 49
3.2. Пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами, товарами и животными. 51
3.3. Открытие пунктов пропуска через Государственную границу 52
3.4. Ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности на государственной границе 54
3.5. Порядок применения мер административного воздействия при охране государственной границы Российской Федерации 55
4. Меры административного воздействия, применяемые в сфере охраны государственной границы Российской Федерации 57
5. Охрана государственной границы 61
6. Совершенствование административного законодательства в юрисдикционной деятельности органов ПС ФСБ РФ 79
Заключение 81
Список использованных источников 86
Введение
Прежде чем перейти к рассмотрению темы определимся с понятием административная ответственность — это административное правовое принуждение. А также наступление отрицательных последствий для правонарушителя морального (предупреждение), материального (штрафа) и физического (административный арест) характера.
Кроме того, привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Необходимо отметить и еще одно новшество: к административной ответственности привлекаются не только физические лица, но все в большей мере и юридические лица, что было в свое время отменено Указом Президиума Верховного Совета СССР “О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке” от 21 июня 1961 г. Появление частных и акционерных организаций повлекло за собой и возможность крупных штрафных санкций, поступающих в федеральный бюджет или бюджет субъектов РФ за нарушение обязательных правил, установленных законодательным органом.
На сегодняшний день нарушение правил пересечение государственной границы Российской Федерации также составляет объект административного правонарушения.
Даная тема является актуальной в силу следующих обстоятельств.
Система обеспечения безопасности Российской Федерации невозможна без защиты Государственной границы, которая включает в себя совокупность политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
Составной частью защиты Государственной границы является охрана Государственной границы, которая осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Вооруженными Силами Российской Федерации и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
Объектом исследования дипломной работы являются административные правонарушения в области охраны государственной границы.
При рассмотрении темы дипломной работы был использован аналитический метод исследования.
Цель дипломной работы – рассмотреть административные правонарушения на государственной границе.
Цель дипломной работы позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
-
Понятие и проблемы административных правонарушений на границе
-
Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации
-
Предотвращение административных правонарушений на государственной границе
-
Меры административного воздействия, применяемые в сфере охраны государственной границы Российской Федерации
-
Охрана государственной границы
-
Совершенствование административного законодательства в юрисдикционной деятельности органов ПС ФСБ РФ
1. Понятие и проблемы административных правонарушений на границе
1.1. Понятие административного правонарушения на границе
Нарушение правил пересечение Государственной границы Российской Федерации составляет объект административного правонарушения.
Режим государственной границы устанавливается федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и включает в себя правила:
- содержания Государственной границы;
- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
- пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
- ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей Российской Федерации является граница Российской Федерации, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4732-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации": "До заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - бывшими союзными республиками СССР придать границе с этими государствами статус Государственной границы Российской Федерации".
Система обеспечения безопасности Российской Федерации невозможна без защиты Государственной границы, которая включает в себя совокупность политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
Составной частью защиты Государственной границы является охрана Государственной границы, которая осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Вооруженными Силами Российской Федерации и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
Обеспечение охраны Государственной границы возложено на органы Пограничной службы. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ "О Пограничной службе Российской Федерации": "Органы Пограничной службы осуществляют:
- государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;
- пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами;
- в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
- совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации".
Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства РФ.
2. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации
2.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации
Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.1, является установленный порядок в области защиты Государственной границы РФ (далее — Государственная граница) в виде режима Государственной границы, который, в конечном счете, направлен на обеспечение безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства в этой сфере.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установили понятия Государственной границы, ее защиты, охраны и режима, порядок пересечения и другие.
Под Государственной границей понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия ее государственного суверенитета.
Отдельные вопросы, относящиеся к режиму Государственной границы, урегулированы также Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», другими законодательными актами РФ.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений представляет собой конкретные действия, нарушающие режим Государственной границы, а именно:
а) нарушение правил пересечения Государственной границы гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
б) нарушение правил пересечения Государственной границы транспортны ми средствами — автомобильными, морскими, речными, воздушными;
в) нарушение лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении;
г) ведение на Государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления органов и войск пограничной службы либо с уведомлением таких органов и войск, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе либо вблизи нее указанной деятельности.
Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых между народными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы.
Международные договоры РФ или решения Правительства РФ также устанавливают порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении.
При этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водоемах с пересечением Государственной границы без захода в порты (на рейды) Российской Федерации и сопредельных государств регулируется международными договорами РФ.
Не является нарушением правил вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств (с немедленным сообщением об этом администрации ближайшего российского морского (речного) порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения).
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ, не должна: наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба; создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач органами и войсками пограничной службы.
Заключение
В работе проанализированы наиболее важные, на мой взгляд, отличительные особенности КоАП России и ТК РФ в вопросах административной ответственности за административные правонарушения на государственной границе и назначения административного наказания за их совершение.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что нормы, регламентирующие ответственность за совершение административных правонарушений в области охраны государственной границы и правила назначения наказания на сегодняшний день нуждается в доработке.
В связи с этим остановимся более подробно на содержании работы.
Первая часть работы была посвящена теоретически аспектам рассмотрения основных понятий и проблемы административных правонарушений на границе.
Здесь особое внимание стоит обратить на проблемы административных правонарушений на границе.
В связи с этим концепция национальной безопасности Российской Федерации сегодня не случайно выделяет угрозы национальной безопасности и основные задачи в пограничной сфере как в одной из важнейших сфер жизнедеятельности государства, общества и личности. Дело в том, что принципиальное отличие ныне существующих угроз пограничной безопасности России от угроз, существовавших еще только несколько десятков лет назад, заключается в их формировании на фоне резко возросшей внутренней социально-экономической и политической неустойчивости страны.
Таким образом, незаконным пересечением государственной границы будет тогда, когда оно осуществляется без установленных документов и надлежащего разрешения. Определяя условия незаконности пересечения Государственной границы, законодатель указывает на необходимость установления двух обязательных обстоятельств - отсутствие установленных документов и надлежащего разрешения. Отсутствие какого-либо их этих обязательных условий исключает уголовную ответственность и влечет применение мер административного воздействия, предусмотренных главой 18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вторая часть посвящена непосредственно административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации, на сегодняшний день к таким правонарушениям относятся:
1.Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации
2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне
3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации
4. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации
6. Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)
7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации
8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации
9. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации
10. Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы
11. Нарушение иммиграционных правил
12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания
13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей
14. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации.
Здесь же выявлены особенности каждого из правонарушений и приведены примеры.
Третья часть работы посвящена предотвращению административных правонарушений на государственной границе.
В частности здесь были рассмотрены:
-
Содержание и установление режима государственной границы
-
Пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами, товарами и животными.
-
Открытие пунктов пропуска через Государственную границу
-
Ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности на государственной границе.
Наиболее важным в данно разделе является установление порядка применения мер административного воздействия при охране государственной границы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных главой 18, применение мер административного воздействия при охране государственной границы Российской Федерации применяются должностными лицами органов и войск пограничной службы или органов внутренних дел (милицией).
Дела об административных правонарушениях, рассматривают органы и войска пограничной службы (ст. 23.10 КоАП), а также судьей.
Четвертая часть дипломной работы посвящена непосредственно мерам административного воздействия, применяемые в сфере охраны государственной границы Российской Федерации.
К таким мерам можно отнести пре;де всего:
- административное задержание лица;
- административный арест имущества юридического лица;
- личный досмотр;
- досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудий охоты и рыбной ловли и т.п.;
- отстранение от управления транспортным средством;
- освидетельствование на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства.
Заключительная часть посвящена охране государственной границы и совершенствованию административного законодательства в юрисдикционной деятельности органов ПС ФСБ РФ.
На совершенствования административного законодательства в области охраны государственной границы повлияло, прежде всего, принятие нового Административного Кодекса, который стал серьезным вкладом в совершенствование всей системы Российского права. В связи с этим представилась дополнительная возможность реализовать важнейшие положения Конституции РФ еще в одной отрасли права.
Одним из таких нововведений стало принятие отдельного раздела КоАП РФ посвященный обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации и правового режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Изменение общественных отношений в области внешних сношений Российской Федерации требуют развития и правовых норм регулирующих эти отношения. Принятые изменения в КоАП РФ 28.10.2004 года и 26.11.2004 года направлены на улучшении юрисдикционной деятельности органов ПС ФСБ РФ в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения правового режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что не смотря на вышеуказанные нововведения остается много нерешенных и невыявленных проблем в данной области. Поэтому для выявления всех проблем, связанных с привлечением к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере охраны государственной границы, и поиска возможных путей их решения требуется более детальное изучение данной темы.
Представленная вашему вниманию работа может рассматриваться как первый шаг в направлении исследования норм КоАП России, посвященных правоохранительной деятельности пограничной службы по борьбе с правонарушениями на государственной границе.
Список использованных источников
-
Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М., 2004, с.254
-
Уголовный кодекс РФ. Издательство «Велби». 2004г.
-
Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. – М., 2004, с.758
-
Административное принуждение и административная ответственность// сборник нормативных актов М.: Бек, 2004, с.658
-
Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. – 1984, с.652
-
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М: 2002, с.586
-
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М., Зерцало, 2002, с.456
-
Агапов А.Б. Административное право. Учебный курс. М., Статут, 2003, с.653
-
Административная ответственность. Учебник, Агапов А.Б., 2003, с.652
-
Комментарий к КоАП, Гуев А.Н., 2001, с.567
-
Бахрах Д. Н. Производство по делам об административно-правовых нарушениях. М: 2001, с.356
-
Комментарий к положениям КоАП РФ и УК РФ об ответственности за административные правонарушения, Борисов А.Н., Махров И.Е., 2003, с.568
-
Научно-практический комментарий к Федеральному Закону "Об исполнительном производстве". С постатейными материалами, Валеев Д.Х., 2003, с.125
-
Комментарий к КоАП., Веремеенко И.И., 2004, с.785
-
Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.. Административное право. Учебник. М., ТК Велби, 2002, с.254
-
Постатейный комментарий к Кодексу РФ «Об административных правонарушениях», Голубев А.А., Звоненко Д.П., 2003, с.459
-
Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности, Гусева Т. А., Дихтяр А. И., Дракина М. Н., 2002, с.395
-
Демин А.А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие. М., Зерцало, 2002, с.458
-
Килясханов И.Ш. Права и свободы граждан в сфере административно-юрисдикционной деятельности милиции. Омск, 2002, с.455
-
Международное право, отв. Ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. – М: Междунар. отношения, 2003, с.654
-
Кононов П.И. Нормы об административном задержании граждан: изменения необходимы // Журнал российского права. 2003. № 11. с. 10-12.
-
Комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях, Коряковцев В., Питулько К., Санкт-Петербург, 2003, с.452
-
Котельникова Е. А., Семенцова И. А., Смоленский М. Б. Административное право. Ростов-на-дону, Феникс, 2002, с.754
-
Административное делопроизводство, Под ред. Лившица Я. З. М: 1999, с.412
-
Насонов В. Я., Коньшин В. А., Петров К. С., Редкоус В. М.. Административное право Российской Федерации. М., Академия, 2002, с.586
-
Овсянко Д. М.. Административное право в схемах и определениях. М., Юристъ, 2002, с.458
-
Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М.,1999, с.754
-
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Ренов Э.Н., 2003, с.344
-
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, под ред. Сидоренко Е.Н., 2003, с.587
-
Степанов Е.. Комментарий к таможенному кодексу РФ. М., Юристъ, 2003, с.653
-
Студеникина М. С. Что такое административная ответственность. М: 2002, с.548
-
Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1999, с.568
-
Комментарий к Кодексу Российской Федерации "Об административных правонарушениях" (постатейный) с постатейными материалами, Чижевский В.С., 2003, с.659
18.97.14.87
|