Содержание
Введение 3
1. Игровая деятельность в раннем детстве 5
1.1. Общие сведения о периоде раннего детства 5
1.2. Роль игры в психологическом развитии ребёнка 9
1.3. Этапы формирования игровой деятельности детей 16
Глава 2. Исследование роли детской игры в педагогическом процессе 22
2.1 Организация исследования. 22
2.2 Исследование игровой деятельности и её значения 22
2.3 Разработка комплекса занятий с применением различных игр 33
Заключение 46
Список литературы 48
Введение
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго – третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
Этот принцип называется принципом опосредованного действия: орудие – средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.
Актуальность. В детстве у ребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для ее достижения. Однако степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка.
Целью данной работы является изучение детской игры и её роли в психологическом развитии ребенка. Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Расскрыть общие сведения о периоде раннего детства
2. Рассмотреть предметную и игровую деятельность в раннем детстве
3. Раскрыть этапы формирования игровой деятельности детей
4. Провести исследование роли игр в педагогическом процессе.
5. Разработать несколько игровых звнятий.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие навыков общения.
Гипотеза – применение игр способствует развитию навыков общения у детей.
Заключение
Все качества, свойства личности формируются в активной деятельностив тех ее различных видах, которые составляют жиизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра — образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств.
Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление – выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.
Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал.
Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание – результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что игровая и предметная деятельность в раннем детстве является основой для познания окружающего мира.
Список литературы
-
Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.
-
Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).
-
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – М., Просвещение, 2001.
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
-
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
-
Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5
-
Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаранко, А.И. Матусик. – М., 1983.
-
Воспитание детей в игре. / Под ред. Д.Б. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – с.72-84.
-
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6
-
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2004
-
Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. – М., “Школа-Пресс”, 1995., гл. III, - 91с.
-
Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. –23с.
-
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.
-
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 2003.
-
Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978.
-
Кино и дети. – М., 1971. –178с.
-
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991
-
Крупская Н.К. Пед. соч. М., 1959
-
Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965
-
Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР. 1948. вып.14.
-
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Журнал "Психологическая наука и образование",- М., 2005
-
Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946.
-
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978
-
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989
13.59.82.167
|