Дипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказДипломы , курсовые и рефераты на заказДипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказ Дипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Каталог

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Заказ

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Цены и скидки

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Условия заказа индивидуальных работ

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Обо мне

Контакты

Гарантии

Способы оплаты

Отчет по практике

Главная

+7 916 776 2324


Реферат банк для студентов ВЗФЭИ
     


Курсовая работа Северо - Западный округ современное состояние и перспективы развития .




Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика Северо – западного округа 5
1.1 Состав и структура Северо – западного округа 5
1.2 Экономическая инфраструктура и современное состояние Северо – западного округа на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга 6
2. Сев
....

Тип диплома Тема курсовой работы Скачать бесплатно краткое содержание курсовой работы
Курсовая работа Северо - Западный округ современное состояние и перспективы развития Скачать часть диплома, курсовой или реферата для ознакомления
Место сдачи Год Объем, стр. Цена
СГА200833
1497 p.

Краткое содержание

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика Северо – западного округа 5

1.1 Состав и структура Северо – западного округа 5

1.2 Экономическая инфраструктура и современное состояние Северо – западного округа на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга 6

2. Северо - Западный округ: перспективы развития 17

2.1 Перспективы развития и программы развития на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга 17

2.2 Перспективы развития Северо – западного округа в целом 21

Заключение 32

Список литературы 33


Введение

Многие десятилетия в качестве основного звена территориально-организационной системы среднесрочного и долгосрочного планирования и государственного регулирования территориального развития народного хозяйства использовались экономические районы. В настоящее время это аналитический инструмент государственного прогнозирования территориального развития, используемый федеральными органами управления.

В современных условиях практика выдвинула новый вид крупных территориальных образований - ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ. Этим ассоциациям субъекты РФ делегируют некоторые свои полномочия, направленные на регулирование хозяйственной деятельности, исходя из общих интересов. Данные территориальные образования по существу являются общественными самоуправляющимися объединениями субъектов Федерации и не оказывают существенного влияния на межрегиональную интеграцию. Даже наоборот. Их деятельность способствовала усилению политических амбиций региональной элиты. Состав ассоциаций в значительной мере представляет собой укрупненные и частично измененные экономические районы.

Созданные Президентом РФ федеральные округа представляют собой третью, выдвинутую практикой управления страной форму крупных административно-территориальных образований. Система федеральных округов учитывает не только устоявшееся экономическое районирование и выдвинутые практикой территориальные образования, сформированные ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ, но также стратегические интересы обеспечения национальной безопасности.

Так же как экономические районы и ассоциации экономического взаимодействия федеральные округа являются неконституционными территориальными образованиями, инструментом федерального государственного регулирования территориального развития. Но в отличие от экономических районов и ассоциаций федеральные округа, их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ.

На федеральные округа возложена в экономической сфере разработка программ социально-экономического развития на территории округов.

Создание новых укрупненных хозяйственно-политических территориальных образований по инициативе как федеральных, так и региональных органов государственного управления свидетельствует не только об объективной потребности в них, но и о необходимости совершенствования административно-территориального устройства федеративного государства, а также об устойчивости тенденции к его укрупнению.

В федеративном устройстве России (89 равноправных субъектов) явно преобладает национальный принцип над экономическим. Многократные различия экономического потенциала и возможностей развития субъектов и чрезмерно большое число объектов управления затрудняют государственное управление страной как единым целым. Создается основа для противостояния интересов между субъектами Федерации, для сепаратистских тенденций.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей Северо - Западного округа. Его современного состояния и перспектив развития.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. Раскрыть состав и структуру Северо – западного округа.

  2. Рассмотреть особенности экономической инфраструктуры и современного состояния Северо – западного округа.

  3. Рассмотреть перспективы развития и программы развития на примере Ленинградской области.

  4. Раскрыть особенности перспектив развития Северо – западного округа в целом.


1. Общая характеристика Северо – западного округа

1.1 Состав и структура Северо – западного округа

В состав Северо-Западного федерального округа (СЗФО) входят: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ Центром федерального округа является г. Санкт-Петербург.

Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном ФО – Клебанов Илья Иосифович.

Северо-Западный федеральный округ является четвертым по площади в России, занимает 9,8% территории страны. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения на 9 октября 2002г. на его долю приходилось 9,6% населения страны.. При этом 81,8% населения  проживают в городах. Это самый высокий показатель урбанизации населения среди федеральных округов. По плотности населения, как и по площади, СЗФО занимает четвертое место среди федеральных округов. Плотность населения составляет 8,52 человека на кв. км.

Крупнейшими городами СЗФО являются Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Архангельск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Северодвинск, Новгород, Сыктывкар. Санкт-Петербург является городом-миллионером. Численность остальных городов не превышает 230 000 человек.  Всего на территории округа расположены 152 города.

Ресурсно-сырьевая база Северо-Западного ФО не относится к числу наиболее богатых в России.

Тем не менее, в округе сосредоточены добыча почти всего российского объема апатитов (при запасах в 72% от общероссийского) и титана (77% запасов).

Запасы нефти и газа составляют около 8% от общероссийских. Также в Северо-Западном ФО находится около 3% российских запасов угля. При этом добыча топливным ресурсов играет важную роль в экономике округа, хотя и составляет лишь 4% от общероссийской по нефти и 7% по углю. В СЗФО большие запасы торфа и горючих сланцев.

В Северо-Западном ФО добывается около 19% никеля и железных руд при том, что запасы никеля составляют 18% от общероссийских. Запасы бокситов (45% от общероссийских) освоены пока не полностью, - их добыча составляет лишь 15% от уровня России.

В СЗФО расположены крупные запасы алмазов (19% от общероссийских), имеются месторождения редких металлов, золота, барита, урана. Ведется разведка запасов марганцевых и хромовых руд.

1.2 Экономическая инфраструктура и современное состояние Северо – западного округа на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Реальный сектор экономики Ленинградской области продемонстрировал свое стабильное развитие, в большинстве отраслей реального сектора отмечен существенный рост.

За период с января по декабрь 2006 года оборот предприятий и организаций города увеличился в действующих ценах на 26,5% и составил 2 066,9 млрд. руб. Обрабатывающими производствами Ленинградской области отгружено продукции на сумму 394,9 млрд. рублей, что в действующих ценах на 13,8% больше уровня 2005 года.

В структуре отгруженных товаров обрабатывающих производств

37,9% занимают пищевые продукты, напитки и табак, 13,8% – электрооборудование, электронное и оптическое оборудование, 10,2% – продукция металлургии и готовые металлические изделия, 8,6% – транспортные средства и оборудование, 6,7% – машины и оборудование.

Положительный сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий и организаций города, рассчитываемый как разница между прибылью и убытком, в январе - ноябре 2006 года составил 170,0 млрд. рублей, что на 31,8% больше, чем за соответствующий период 2005 года. Наибольший объем полученного положительного сальдированного финансового результата наблюдался в организациях обрабатывающих производств – 111,3 млрд. руб.; его прирост за 11 месяцев 2006 года составил 34,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта (без учета железнодорожного транспорта) в 2006 году составил 99,9 млн. тонн, и увеличился на 4,9% по сравнению с 2005 годом. Лидером роста объема грузооборота стал автомобильный транспорт (141,9% к 2005 году). Объем услуг организаций транспорта по итогам 2006 года достиг 135,5 млрд. руб., увеличившись на 20,9% в действующих ценах по сравнению с 2005 годом. В 2006 году средства городского бюджета направлялись на обновление парка подвижного состава городского пассажирского транспорта. В течение 2006 года приобретено 20 троллейбусов, 17 трамваев и 36 вагонов метрополитена.

Объем услуг связи в 2006 году возрос в действующих ценах на 38,3% по сравнению с 2005 годом и составил 71,7 млрд. руб.

В 2006 году объем инвестиций в основной капитал составил 178,0 млрд. руб. и увеличился в сопоставимых ценах на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам 2006 года объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Ленинградской области, увеличился в 3,7 раза и составил 5,3 млрд. долларов США.

Внешнеторговый оборот Ленинградской области в 2006 году достиг 19,8 млрд. долларов США и по сравнению 2005 годом увеличился на 41,7%, в том числе размер экспорта составил 6,9 млрд. долларов (прирост на 41,5%).

В 2006 году в Ленинградской области зафиксировано некоторое улучшение демографической ситуации – коэффициент естественной убыли населения (в расчете на 1000 населения) сократился на 12,0% и составил 6,5 чел. (7,4 - годом ранее). За 2006 год в городе родилось на 617 детей больше по сравнению с 2005 года, увеличение коэффициента рождаемости (в расчете на 1000 населения) составило 2%.

Более чем на четверть снизился уровень младенческой смертности – количество умерших детей в возрасте до 1 года (в расчете на 1000 родившихся) сократилось до 4,7 (6,0 – годом ранее).

По официальным данным ситуация на рынке труда в Ленинградской области в последние годы характеризуется уверенной стабильностью, мобильными, динамичными трудовыми ресурсами.

Налоговая система

В Ленинградской области, как в городе федерального значения, местные налоги и сборы устанавливаются и в Ленинградской области водятся в действие законами.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

………

Нормативная база Заявки Ленинградской области на создание ОЭЗ

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005

№ 474 «О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 2005-2008 годы»

Постановление Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 26.10.2005 № 573 «О согласии Законодательного собрания Санкт-Петербурга обеспечить выполнение обязательств по созданию и функционированию особых экономических зон определенного типа».

Инвестиционная привлекательность технико-внедренческой зоны

Ключевые аспекты:

  • налоговые льготы;

  • особый таможенный режим (отсутствуют таможенные сборы);

  • полная инженерная подготовка территории;

  • высокая концентрация научных учреждений;

  • большой рынок сбыта для производимой продукции;

  • наличие высококвалифицированной рабочей силы;

Налоговые льготы инвестору

В случае реализации проекта создания ОЭЗ инвестору предоставляются следующие налоговые льготы:

Федеральное законодательство:

  • снижение единого социального налога на 12%,

  • возврат налога на добавленную стоимость

Законодательство Санкт-Петербурга:

  • льгота по налогу на прибыль – снижение на 4%

  • льгота по налогу на имущество – снижение на 1,1% (50 % от ставки налога).

Затраты на их инженерно-транспортную подготовку в течение пяти лет составят 1 500 млн. рублей (50% - федеральный бюджет, 50%-муниципальный бюджет).

Площадки для создания ОЭЗ технико-внедренческого типа:

  • 1 очередь – Район территории «Нойдорф».

  • 2 очередь – Район севернее лесопарка «Ново-Орловский».

Паспорт участка территории «Нойдорф» (пос. Стрельна) (I-ая очередь создания ОЭЗ).

Паспорт участка района территории севернее лесопарка «Ново-Орловский» (II-ая очередь создания ОЭЗ).

Промышленность.

Санкт-Петербург - самый крупный промышленный центр Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Почти треть общего объема отгруженной продукции обрабатывающих производств СЗФО приходится на долю Санкт-Петербурга.

[image]

Рис. 1

Такие высокотехнологичные и наукоемкие виды продукции как турбины, дизели и дизель-генераторы изготавливаются в СЗФО лишь в Санкт-Петербурге. Значителен удельный вес Санкт-Петербурга и в производстве других видов продукции производственно-технического назначения: тракторов – 98,2%; лакокрасочных материалов – 58,8%; сборных железобетонных конструкций и изделий - около 44%. Из общего объема товаров народного потребления, производимых в округе, на долю Санкт-Петербурга приходится почти 90% лекарственных средств; 60,4% кондитерских изделий; 58,7% муки; 41,7% колбасных изделий; 39,8% цельномолочной продукции; 35,9 % хлеба и хлебобулочных изделий; 50,6% обуви; 36,6% брюк. Промышленный комплекс, представленный практически полным перечнем перерабатывающих производств, занимает ведущее место в экономике Санкт-Петербурга.

Обрабатывающие производства, на долю которых в промышленном комплексе в 2006 году приходилось почти 90% отгруженной продукции, определяют специфику и значимость промышленности для экономики города.

Структура продукции по основным видам деятельности промышленного комплекса Санкт-Петербурга.

///////

2. Северо - Западный округ: перспективы развития[image]

2.1 Перспективы развития и программы развития на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Ленинградская область

В соответствии с проектом закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов», доходы бюджета на 2008 год планируются в размере 293,8 млрд. рублей, а расходы – 327 млрд. рублей.
В бюджете-2008 расходы на адресные инвестиционные программы, включающие, в том числе строительство объектов дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры, метрополитена, социальных и других нужных городу объектов составят рекордную сумму – 102 миллиарда рублей, что более чем в 10 раз превышает показатели 2003 года. Каждый третий бюджетный рубль будет направлен на развитие города. Важнейшим приоритетом бюджета 2008 года станет жилищное строительство.
Наиболее значительный рост расходов консолидированного бюджета в 2008 году будет в следующих сферах:

  • жилищно-коммунальное хозяйство – на 18,8 млрд. рублей (или на 21,5 %);

  • здравоохранение и спорт – на 13,5 млрд. рублей (или на 30,3 %);

  • образование – на 6,5 млрд. рублей (или на 15,9 %)

  • социальная политика – на 6,2 млрд. рублей (или на 23,8 %).

  • национальная экономика – на 5,9 млрд. рублей (или на 17,4 %);

Губернатором Санкт-Петербурга поставлена беспрецедентная задача увеличить бюджет до 500 миллиардов рублей к 2012 году. Это очень высокая планка, но она может быть достигнута.

Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что все обязательства, взятые на себя Губернатором в Послании Законодательному собранию на 2007 год, будут с гарантией реализованы, потому что средства под эти программы уже есть. Это не протокол о намерениях и не благие пожелания – это трезвый финансовый расчет.

Перспективы развития экономики в 2007-2011гг.

По прогнозу социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2011 года объем валового регионального продукта ежегодно будет увеличиваться на 8 - 9% и достигнет в 2010 году 1 триллиона 766 миллиардов рублей, а в 2011 году превысит 2 триллиона рублей.
Положительное влияние на развитие машиностроения окажет планируемый в 2008 – 2009 годах ввод в эксплуатацию четырех заводов по производству легковых автомобилей – Тоуота, General Motors, Nissan, Сузуки, а также создание отрасли поставщиков автокомплектующих. 

Хорошие перспективы развития у предприятий, выпускающих энергетическое оборудование. Устойчивые темпы роста производства ожидаются в металлургии. Прежде всего, за счет увеличения выпуска продукции на предприятиях, входящих в структуру «Северсталь», которое планирует практически удвоить масштабы производства в Лениградской области.

Сегодня Правительство Ленинградской области рассматривает новые заявки на создание производств на промышленных территориях.
Согласно прогнозам, в 2008 году удельный вес инновационно-активных предприятий по сравнению с 2005 годом возрастет на 30%, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции увеличится в 1,5 раза

К 2010 году объем иностранных инвестиций прогнозируется на уровне 8,6 миллиардов долларов США (в шесть раз больше, чем в 2005 году), а в 2011 году достигнет 10 млрд. долларов США.

Развитие энергетического комплекса Ленинградской области.

За период с 2003 по 2007 год расходы бюджета на развитие энергетического комплекса Ленинградской области увеличились в 10 раз. В дальнейшем они будут расти еще более ускоренными темпами. Ведь от того, как будет развиваться инженерно-энергетический комплекс, зависит жизнь каждого жителя Ленинградской области, дальнейшее жилищное и промышленное строительство, инвестиционная привлекательность города.

/////

Расходы бюджета Ленинградской области на развитие инженерно-энергетического комплекса Ленинградской области

Сегодня Ленинградская область имеет долгосрочную стратегию развития инженерно-энергетического комплекса.

Успешно выполняется соглашение, подписанное  в 2003 году между Ленинградской области и ОАО «Газпром». Ленинградская область совместно со стратегическим инвестором «Газпромом» реализует программу, предусматривающую газификацию 47 населенных пунктов в пригородных районах. Компания «Петербургтеплоэнерго» занимается модернизацией системы теплоснабжения Петроградского, Курортного и Петродворцового районов. Правительством города утверждена адресная программа строительства и реконструкции объектов теплоснабжения Адмиралтейского и Центрального районов.   

В современной ситуации все действия, претендующие на развитие Ленинградской области, должны быть согласованы с концептом «нового освоения» и выстраиваться в логике комплементарности (взаимодополняемости), что означает необходимость принятия следующей системы принципов:

1. Принцип системной инновации, который предполагает, что масштабность и глубина действия достигается не за счет «гигантизма» проектов, а за счет их системного воздействия на весь комплекс социально-экономических и культурно-политических процессов.

2. Принцип комплементарной эффективности (синергии), означающий, что неэффективные с экономической точки зрения отдельные региональные проекты, имеющие стратегическое значение для Ленинградской области, должны быть сконфигурированы между собой так, чтобы обеспечить существенный рост общей, а через это - и локальной экономической эффективности.

3. Принцип реалистичности проектов, задаваемый точными временными рамками их реализации, расчетом имеющихся ресурсов и опорой на заинтересованных субъектов.

4. Принцип сочлененности и синхронизации проектов, выражающийся в согласовании темпа их разворачивания в контексте других проектов и проектных замыслов с точки зрения кратко-, средне- и долгосрочных целей и взаимодополняемости действия.

//////////

2.2 Перспективы развития Северо – западного округа в целом

Развитие российского эксклава традиционно рассматривается с точки зрения геополитики. Исследование ЦСР «Северо-Запад» переводит обсуждение этой темы с языка политики на язык экономики. Особое внимание эксперты уделяют анализу новой социально-экономической ситуации в Балтийском регионе: формированию общего экономического пространства, единого рынка труда и капитала, изменению транспортной системы и т.д. и перспективам участия Калининградской области в этих процессах.

По мнению авторов исследования, старая «повестка дня» для Калининградской области, до последнего времени определявшаяся, прежде всего, расширением зоны ЕС и НАТО, себя исчерпала и нуждается в существенной модернизации. Все проблемы, в свое время положенные в обоснование «особого» характера государственной политики в отношении Калининградской области (обеспечение военной безопасности страны, снижение транспортной связанности с эксклавом, новые торгово-таможенные границы, проблемы энергообеспечения области и т.д.), если и не преодолены, то сегодня, спустя 15 лет, перестали выглядеть катастрофическими.

За это же время коренным образом изменился характер взаимоотношения России и ЕС. Сформирован ряд крупных совместных транспортных и производственных проектов. И далеко не всегда в этих новых и ключевых для развития отношений между РФ и ЕС инициативах Калининградская область играет значительную роль. Поэтому, если раньше ресурсы развития Калининградской области извлекались в основном из сближения России и ЕС, то теперь, по мнению экспертов, будущее области во многом будет определяться тем, какую роль станет играть регион на Балтике и в России. Новая «повестка дня» для области должна состоять из вопросов эффективной интеграции региона в экономическую (производственно-технологическую), транспортную, культурную и расселенческую систему Балтики. Пока же Калининградская область не сформировала пакет собственных проектов, которые могли бы оказать существенное влияние на хозяйственную систему и социально-культурную жизнь Балтийского региона в целом. Разнообразие выборов является системным целым, и выбор одного из них на каждом из уровней требует самоопределения на остальных. При этом отказаться от ответа на вызовы глобализации невозможно. Отказ будет означать, что выбор будущего для России (и Северо-Западного региона в том числе) сделают за пределами страны.

Границы Северо-Западного региона как единого макрорегиона, способного к осмысленному стратегическому действию, только прорисовываются. Создание Северо-Западного федерального округа впервые за последнее столетие конституировало целостность этого внутрироссийского пространства на основе не только военной организации, но и специфики геоэкономического контекста и хозяйственной платформы охваченных регионом территорий. Учреждение федеральных округов явилось инновацией в системе государственного управления, которая позволяет принимать решения в новом масштабе. Фактически, речь идет о «новом освоении» Северо-Запада. На этом обширном пространстве должны быть развернуты новые технологии, сформирована соответствующая транспортная и инженерная инфраструктуры, по-новому сорганизована жизнь людей. Но это же означает и то, что на Северо-Западе должны появиться новые институты управления развитием. Развитие Северо-Запада России представляет собой метапроект, в который должны быть вписаны более частные хозяйственные, образовательные и социокультурные проекты. Согласование реализации этих проектов, консолидация ресурсов их участников возможны лишь при условии партнерского взаимодействия власти, общества и бизнеса. Основой этого взаимодействия и его институциональной формой может стать своеобразное стратегическое соглашение о развитии мегарегиона, участниками которого выступают Российская Федерация, ее субъекты, корпорации, общественные структуры и иные организации, принимающие на себя миссию развития Северо-Запада и России в целом.

//////

На Северо-Западном регионе уже началось формирование коллективного субъекта стратегического управления развитием. Субъекта, перешагнувшего административные границы и пытающегося преодолеть разделенность государства и общества на основе новой социальной солидарности и ответственности. Формирование макрорегиона «Северо-Запад», в случае успешной реализации, способно задать новый масштаб проектов развития для страны, сделать их соразмерными с масштабом глобальных проектов и стать шагом к созданию новой системы управления развитием России.

В этих условиях миссия Северо-Запада для России заключается в том, чтобы стать моделью новой «сборки» страны. Очевидно, что проектировать эту сборку как восстановление ранее существовавших народно-хозяйственных комплексов бессмысленно. Для реализации такого проекта нет ни времени, ни ресурсов, утрачены и соответствующие механизмы управления. В новых условиях прежняя система оказалась бы экономически и социально неэффективной. Поэтому необходимо, опираясь на имеющиеся ресурсы, осуществить действие в соответствии с новыми принципами регионального и странового развития.

Система принципов развития Северо-Западного региона России

В современной ситуации все действия, претендующие на развитие макрорегиона «Северо-Запад», должны быть согласованы с концептом «нового освоения» и выстраиваться в логике комплементарности

В 2000 году ЦСР «Северо-Запад» выступил с инициативой по проведению масштабного проекта «Разработка контуров социально-экономической стратегии Северо-Запада России». Проект стал первой попыткой концептуально осмыслить стратегию развития региона как единого территориального образования.

Позиция ЦСР «Северо-Запад» состояла в том, что разработка стратегии региона - коллективный процесс, требующий согласования многочисленных и часто разнонаправленных интересов субъектов регионального развития: власти, бизнеса, профессиональных сообществ. Определение приоритетов развития Северо-Запада должно являться результатом публичной коммуникации.

К работе над проектом были привлечены экспертные и региональные рабочие группы, созданные в рамках соглашения ЦСР «Северо-Запад» с главами субъектов Федерации округа. Процесс разработки контуров стратегии включал десятки семинаров и игр, проводимых Фондом.

Итогом проекта стала «Доктрина развития Северо-Запада России» - рамочный документ, задающий основные принципы разработки стратегии России на Северо-Западе. Документ описывает систему требований, которым, по мнению экспертов, должны соответствовать проекты регионального развития, и выделяет приоритетные направления развития для Северо-Западного региона.

«Северо-Запад» и его модельной роли для развития страны в целом. Каждое из выделяемых приоритетных направлений может рассматриваться, в том числе, как реализация и отработка одного или нескольких доктринальных принципов с учетом их системного дополнения остальными.

Мегапроект «Калининград», имеющий существенное значение для разрешения проблемы самостоятельного развития страны в рамках международной интеграции. Калининградская область является плацдармом сочленения российских и европейских стандартов технологического, управленческого и культурного плана. Базовым принципом реализации проекта является принцип комплементарной эффективности, предполагающий согласованные действия российских регионов, федерального центра, общественного и частного сектора, что является необходимым условием сомасштабности действию, которое предлагается со стороны Европейского Союза. В рамках вышеназванных задач особый способ разрешения должна получить проблема военного присутствия России в Европе и мире с учетом возрастающего военно-стратегического значения океанических и морских плацдармов.

Следующим приоритетным направлением является занятие осмысленной позиции и соответствующие программы действий по освоению российского Севера в контексте мировой экономики и политики. Базовыми элементами мегапроекта выступают: новые стандарты хозяйственной деятельности, качества жизни в районах Крайнего Севера; переосмысление природных ресурсов и богатств Севера не только в качестве средства производства, но и как основы жизни; инфраструктурная обустроенность северных территорий, включая сохранение и развитие «Севморпути» в качестве каркасной структуры российского удержания и освоения Севера (в том числе, в его военно-стратегическом аспекте).

Ключевым принципом в отношении разворачивания данного мегапроекта является его полагание как соотнесенного и соразмерного глобальным проблемам человечества и обеспечивающего роль России как самостоятельного субъекта в мировом проектном пространстве.

Третьим приоритетным направлением является мегапроект в области энергопользования и энергосбережения. Особое значение данного направления развития Северо-Запада России определяется более высокой стоимостью содержания инфрастуктур и энергозатратностью деятельности в северных условиях. Основными проектными векторами выступают: инновации в энергопользовании, разработка и внедрение технологий энергосбережения, использование новых источников энергии. Главным принципом в контексте реализации данного направления является принцип реалистичности, поскольку особое значение принимает точный учет ресурсов и временных рамок реализации проекта, а также текущих и возможных потребностей конкретных хозяйствующих субъектов.

Четвертое приоритетное направление – формирование институциональной инфраструктуры инновационной экономики. Важность этого направления определяется тем, что данная инфраструктура должна обеспечить реализацию принципа системной инновации по отношению к имеющемуся социально-производственному комплексу.

////

Заключение

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого, завершающаяся принятием управленческого решения. В работе менеджера они тесно связаны.

Перспективность образованных Президентом крупных территориальных органов управления определяет большой научный и практический интерес не только для анализа состояния, но и долгосрочного прогноза развития экономики федеральных округов, которые создают более уравновешенную систему управленческих связей.

Для прогноза экономического развития федеральных округов важен не только абсолютный, но и относительный размер превышений налоговых поступлений над расходами бюджетов на территории. Интерес к относительному показателю определяется тем, что он отражает не только налоговую, но и финансовую обеспеченность регионов, поскольку налоговый потенциал отражает региональные различия экономического потенциала. В свою очередь, финансовая обеспеченность предопределяет потенциальные инвестиционные возможности регионов.


Список литературы

  1. Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 2005. 662 с.

  2. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998. 316 с.

  3. Бусыгина И. М. Регионы Германии. М., 2003. 352 с.

  4. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М., 2002. 448 с.

  5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М., 2005. 495 с.

  6. Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. М., 2004. 288 с.

  7. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение и управление. М., 2001. 416 с.

  8. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М., 2002. 240 с.

  9. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. СПб., 2005. 347 с.

  10. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. М., 2001. 64 с.

  11. Региональная экономика/Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2004. 320 с.

  12. Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. М., 2003. 424 с.

  13. Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. М., 2001. 271 с.


3.146.221.204
Каталог готовых работ -> Экономика отрасли ->Курсовая Северо - Западный округ современное состояние и перспективы развития
*доставка осуществляется сразу же после зачисления средств платежной системой Yandex kassa. Для банковских карт - 5 мин, платежные терминалы Элекснет- 1 минута (терминалы Qiwi - 2 часа), электронные деньги через кассы обмена - 5 минут, Яндекс.деньги - 1 минута.
Северо - Западный округ современное состояние и перспективы развития

У меня вы можете заказать курсовую , диплом или реферат , а также купить курсовую , диплом или реферат из моего каталога готовых курсовых , дипломов и рефератов. Для каждой работы в каталоге можно скачать краткое содержание курсовой , диплома или реферата.



Если вы не нашли в каталоге подходящую вам тему, вы можете заказать у меня реферат, курсовую или диплом на нужную вам тему. Также я могу написать преддипломную практику , отчет по практике и доклад к диплому.


Самые популярные работы
4 Отчет по практике "Производственная практика"
Заказать Купить
3 Отчет по практике " Комплексный анализ и оценка финансового положения предприятия"
Заказать Купить
3 Отчет по практике "Производственная практика на примере строительной фирмы"
Заказать Купить
Мои партнеры: