СОДЕРЖАНИЕ
1. Положения системы научного управления Тейлора 3
2. Цели управленческого труда, сформулированные Эмерсоном. 6
3. Принципы управления организацией по Файолю 9
4. Основные управленческие функции 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
1. Положения системы научного управления Тейлора
Недооценка творческого наследия Ф.У. Тейлора, как и других классиков менеджмента начала ХХ в., характерна для многих современных специалистов как в России, так и за рубежом. Некоторые российские авторы, занимающиеся проблемами управления, давая исторический обзор, избегают использовать традиционный инструмент исторической науки – анализ первоисточника. Это приводит к искажению представления об эволюции менеджмента и порождает многочисленные мифы. Устранение этих мифов, уточнение неверно понятых или намеренно искаженных концепций важно не только для восстановления справедливости, но и для лучшего понимания теории менеджмента и основных направлений ее эволюции.
Ф.У. Тейлор, по мнению П.Ф. Друкера, – один из тех немногих людей, которые оказали величайшее влияние на развитие науки, и в то же время «чьи идеи сталкивались с таким упрямым непониманием и усердным перевиранием»1. Причин такого положения по меньшей мере три.
……
4. Основные управленческие функции
Определение системы управленческих функций — одна из наиболее важных, но одновременно и сложных задач теории управления. Хотя положение о функциональной природе управленческой деятельности является общепризнанным, целостная и обобщающая система функций руководителя отсутствует, а ее создание сопряжено с рядом принципиальных трудностей. Во-первых, эти трудности обусловлены очень большим числом и чрезвычайным многообразием управленческих функций, что само по себе затрудняет их систематизацию. Во-вторых, не определен четко и сам их набор. Так, в одних случаях выделяются лишь наиболее важные функции — те, которые были определены уже в «административной школе»; в других случаях выделяются и иные, многочисленные функции (например, психотерапевтическая, арбитражная функции руководителя). В-третьих, управленческие функции обладают разной степенью обобщенности, а более общая может включать ряд более частных (например, функция кадрового обеспечения включает воспитательную). Неучет разной меры обобщенности ведет к тому, что в общем перечне рядополагаются функции заведомо разного уровня, что создает путаницу. В-четвертых, все функции тесно взаимосвязаны и как бы «взаимопроникают» друг в друга, а их четкое выделение, в силу этого, часто очень затруднительно. В-пятых, в деятельности руководителя объективно существуют и базовые («первичные») функции и функции, производные от них, являющиеся продуктом их совместной реализации («вторичные»).
В-шестых, функции очень различны по их общей направленности, по их «предмету». Это связано с социотехническим характером любой организационной системы и наличием в ней качественно разных компонентов — людей и технологии, собственно производства. Наконец, в-седьмых, система функций (их состав и мера выраженности) зависят от содержания конкретной деятельности и, особенно, от иерархического положения руководителя в «континууме управления».
Соответственно все управленческие функции классифицируются по четырем основным категориям, группам.
Первая группа — деятельностно-административные функции: целеполагание, прогнозирование, планирование, «организация исполнения, мотивирование, принятие решения, коммуникация, контроль, коррекция.
Вторая группа — кадровые функции: управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая.
Третья группа — производственно-технологические функции: оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационная, маркетинговая.
Четвертая группа — производные (синтетические) функции: интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.
В заключение необходимо сделать следующее уточнение. Любая из указанных функций в силу своей сложности включает два основных плана реализации. Первый — это индивидуальная деятельность руководителя по их осуществлению. Второй — общеорганизационный: любая из функций — именно в силу своей сложности может быть обеспечена не только деятельностью руководителя, но требует подключения многих иных структур управляемой организации. Например, функция планирования, оставаясь в конечном итоге прерогативой руководителя, на деле столь сложна, что к выработке планов привлекается множество других лиц, включенных в организацию. Более того, в ее составе предусмотрены, как правило, специализированные подразделения, направленные на реализацию этой функции. Аналогичной — также «распределенной по организации» — является функция контроля и др. Общеорганизационный план создает контекст, «поле» для индивидуальной управленческой деятельности руководителя. Ее поэтому просто невозможно раскрыть вне общеорганизационного аспекта. Именно поэтому рассмотрение каждой функции должно быть достаточно общим и включать как ее индивидуальный, так и общеорганизационный аспекты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Веснин В.Р. Менеджмент для всех, М. 2004г.
-
Герчикова И.Н. “Менеджмент “, М. 2005г.
-
Из истории развития менеджмента А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон и др. - М. 2001
-
История менеджмента. Под ред. Д.В.Валового и др. учебное пособие, М. 2006г.
-
Кноринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М. – Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1999, Б68 с.
-
Коротков Э.М. Концепция менеджмента, учебное пособие - М.2006
-
Кохно П.А., В.А. Микрюков, С.Е. Комаров “Менеджмент”, М. 2003г.
-
Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М._ Изд. Дело, 1999, 392 с.
-
Менеджмент организации Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, /М., 2005
-
Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2003.
-
Попов А.В. “Теория и организация американского менеджмента”, М. 2003г.
-
Ракоти В. Д. Заработная плата и предпринимательский доход. – М.: Финансы и статистика, 2001.
-
Рогожин И.В. Теория организации. М.: «Экзамен», 2004.
-
Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы Киев, 2000
-
Тейлор Ф. Основы научного менеджмента - М. 2002
-
Управление персоналом, под ред. Т.Ю. Базарова, М. - ЮНИТИ, 1998, 423 с.
-
Харви Мак Кей “Как уцелеть среди акул”, М.2001
-
Шамхалов Ф.И. “Американский менеджмент. Теория и практика” - М. 2003
3.17.128.129
|