Дипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказДипломы , курсовые и рефераты на заказДипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказ Дипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Каталог

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Заказ

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Цены и скидки

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Условия заказа индивидуальных работ

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Обо мне

Контакты

Гарантии

Способы оплаты

Отчет по практике

Главная

+7 916 776 2324


Реферат банк для студентов ВЗФЭИ
     


Диплом Особенности социально-психологического развития и общения детей-сирот .



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ДЕТИ-СИРОТЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 6
1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ 6
1.2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕТЕЙ 11
1.3. ТАК ЛИ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ О ДЕТЯХ 12
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ -
....

Тип диплома Тема Скачать бесплатно краткое содержание
Диплом Особенности социально-психологического развития и общения детей-сирот Скачать часть диплома, курсовой или реферата для ознакомления
Место сдачи Год Объем, стр. Цена
РГСУ2008109
1497 p.

Краткое содержание

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ДЕТИ-СИРОТЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 6

1.1. Современное состояние проблемы детей – сирот 6

1.2. Эксплуатация детей 11

1.3. Так ли надо заботиться о детях 12

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ 15

2.1. Социальная ситуация развития детей-сирот 16

2.2. Особенности эмоциональной сферы 23

2.3. Отношения с окружающими 26

2.4. Интеллектуальная сфера 33

2.5. Самосознание, образ Я 35

2.6. Произвольность 40

2.7. Методическое обеспечение деятельности психолога с детьми-сиротами 42

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ 52

2.1. Описание методик исследования 53

3.2. Проведение эксперимента 73

3.3. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97

ПРИЛОЖЕНИЯ 100


Введение

Подавляющее большинство воспитанников детских домов - социальные сироты. К тому же часть детей, которых по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, т.к. их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенности социально - психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров.

Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок - сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он учится жизни, овладевает различными социальными ролями. В детском доме самой значимой фигурой для ребенка является воспитатель, который находится с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие. В связи с этим исключительное значение приобретают личность воспитателя и отношения в учреждении в целом: все дети должны чувствовать себя, безусловно, принятыми и любимыми воспитателем и всеми сотрудниками детского дома. Без такого отношения к ребенку его развитие будет существенно затруднено, а в отдельных случаях невозможно, так как вне рамок детского дома ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества, являясь важным условием успешного развития детей - сирот, становится главной задачей воспитателя. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании, постижение («прочитывание») им проблем ребенка, развитие способности работать не столько на организационно-педагогическом, сколько на психолого-педагогическом уровне. Позиция воспитателя существенно меняется: на первый план выходят не функции контроля и организации, а создание условий для позитивного развития воспитанников и разрешения их личностных проблем, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Усилия воспитателя при этом направляются на организацию психолого-педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания.

В учреждениях для детей-сирот, как нигде, уместен принцип «врачебной педагогики» Л.С. Выготского — «воспитывать и лечить детей одновременно». «В лечебной педагогике,– указывал Л. С. Выготский, – оздоровление детей дополняется воспитанием, а воспитание растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия».

При таком подходе к воспитанию педагог превращается из руководителя, волюнтаристски «формирующего» личность ребенка (чаще всего, по собственному образу и подобию), в мудрого «путеводителя» и помощника, осуществляющего совместное с ребенком движение (восхождение) по пути жизни, а если необходимо – становится врачевателем детской души.

Подобное изменение миссии педагога-воспитателя предполагает необходимость перестройки собственной души, собственного сознания и отношения к сущности педагогического процесса. Начинать профессиональный рост не с овладения педагогическими технологиями, а с роста личностного всегда труднее. Однако этот путь – пусть «длинный, но самый верный». «Что же назвать хорошей жизнью? - писал Толстой, - степени хорошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурным».

Актуальность: Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Целью дипломной работы является изучение психологических особенностей развития и общения детей-сирот.

Гипотеза: Дети лишенные родительской любви и изолированные от социума, подвергаются психической депривацией в сиротских учреждениях, что катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье, и обуславливает те специфические особенности развития и общения детей-сирот, которые приводят к дальнейшей социальной дезадаптации ребенка, в чужом и пугающем их мире за стенами детских домов и приютов.

Объект исследования: группа детей сирот 10-12 лет в количестве 21 человека, и группа детей из благополучных детей 10-12 лет, так же в количестве 21 человека.

Предмет исследования: психологические особенности развития и общения детей-сирот.

Задачи исследования:

  1. Изучить современное состояние сиротства в России и дать определение понятию «Сироты»;

  2. Рассмотреть психологические особенности развития и общения детей сирот;

  3. Провести эксперимент доказывающий что развитие и общение детей-сирот имеет свои специфические особенности;

  4. Сделать выводы и подтвердить или же опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Методы исследования:

  1. Опросник Спилбергера

  2. Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга).

  3. Тест на выявления уровня самооценки

  4. Тест на оценку мотивов аффилиации.


Заключение

Таким образом, мы видим, что психическое и личностное развитие детей - сирот носит специфический характер. В конечном итоге все особенности их развития определяются теми условиями, в которых живет ребенок. Наиболее значимыми из них являются психическая депривация, отсутствие близкого взрослого человека, который бы безоговорочно принимал и любил ребенка, негативное отношение к этим детям со стороны социума. Все это приводит к формированию агрессивной, но крайне ранимой, неуверенной в себе личности, защищающейся от внешнего мира, а не взаимодействующей с ним.

На наш взгляд, ситуация осложняется еще и тем, что социальные сироты – это дети, родители которых живы, но лишены родительских прав. Ребенку необходимо каким-либо образом определить свою позицию по отношению к этому факту своей биографии. Чаще всего эта позиция сводится к глубокому чувству обиды или вины за своих родителей, как правило - неосознанной. Мы полагаем, что это обстоятельство определяет развитие личности ребенка ничуть не в меньшей степени, чем перечисленные выше условия.

Психологические проблемы детей-сирот это в первую очередь:

  • Неадекватная самооценка.

  • Когнитивный диссонанс.

  • Тревожность, страхи.

  • Недоверие в отношениях.

  • Эмоциональные нарушения.

  • Чувство одиночества.

  • Нарушение социальных ролей.

  • Проблемы адаптации.

  • Нарушение общения со взрослыми.

В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Исследование показывает, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, можно сделать предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Неблагоприятное течение социальной адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.


Список литературы

  1. Аналитический материал о негосударственных образовательных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей./Вестник образования. № 8, 2001г.

  2. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения. Материалы областной научно-практической конференции. Кемерово, 1995.

  3. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни./ Вопросы психологии. 1996.- №4

  4. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. СПБ: Речь, 2001.- 216 с.

  5. Басюк В.С. "Модель организации службы социально - психологического сопровождения в условиях детского дома" Москва 2001г.

  6. Бенкевич О.Н. Это горькое слово приют./ ибинский вестник 28 мая, 1999.

  7. Воронов В.В. "Технология воспитания" Москва 2000г.

  8. "Детский дом на рубеже веков" Москва 2001г.

  9. Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.

  10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994.-223с.

  11. Корнева Л.В. «Особенности самоопределения подростков – учащихся спец. школ закрытого типа» М.: 2000г.

  12. Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.

  13. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. Москва, 1998.

  14. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.

  15. Корчак Я. Детский дом; уроки прошлого. М. 1990.

  16. Католиков А. "Дом моих детей" Москва 1997г.

  17. "Лишенные родительского попечительства" Москва 1991г.

  18. Лазутова М.Н. Республика Шкид становится Атландидой / Комсомольская правда, 1994. 21 сентября.

  19. Лиханов.А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987.-271 с.

  20. Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002.-87 с.

  21. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 223 с.

  22. Мудрик А.В. "Социализация и воспитание" Москва 1997г.

  23. Материалы журнала "Детский дом" за 2002-2003г.

  24. Мастерство психологического консультирования. ( Под редакцией А.А.Бадхена, А.М.Родиной )- СПБ, 2002.- 184 с.

  25. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. – 256 с.

  26. "Психологические методики диагностики личных особенностей ребенка в детском доме (3-9 лет)" Москва 1995г.

  27. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003-52 с.

  28. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990.-160 с

  29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991.-374 с

  30. Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.-264 с.

  31. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М, 1999.-432 с.

  32. Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.

  33. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. –М 2000.-416 с.

  34. Трошихина.Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Автореф.канд.дис. СПБ.-18 с.

  35. Шипицына.Л.М., Иванов.Е.С., Виноградова.А.Д., Коновалова.Н.Л., Крючкова.Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997.-160 с.

  36. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.

  37. http://life.ng.ru/printed/problem/2001-06-08/4_orphan.html

  38. http://www.inguk.ru/biblio/siroti/1_semiy.html

  39. C:\Documents and Settings\it.MASTER-5II6G1IR\Рабочий стол\сироты\Тренинги.htm


Приложения

3.16.83.150
Каталог готовых работ -> Социология ->Диплом Особенности социально-психологического развития и общения детей-сирот
*доставка осуществляется сразу же после зачисления средств платежной системой Yandex kassa. Для банковских карт - 5 мин, платежные терминалы Элекснет- 1 минута (терминалы Qiwi - 2 часа), электронные деньги через кассы обмена - 5 минут, Яндекс.деньги - 1 минута.
Особенности социально-психологического развития и общения детей-сирот

У меня вы можете заказать курсовую , диплом или реферат , а также купить курсовую , диплом или реферат из моего каталога готовых курсовых , дипломов и рефератов. Для каждой работы в каталоге можно скачать краткое содержание курсовой , диплома или реферата.



Если вы не нашли в каталоге подходящую вам тему, вы можете заказать у меня реферат, курсовую или диплом на нужную вам тему. Также я могу написать преддипломную практику , отчет по практике и доклад к диплому.


Самые популярные работы
4 Отчет по практике "Производственная практика"
Заказать Купить
3 Отчет по практике " Комплексный анализ и оценка финансового положения предприятия"
Заказать Купить
3 Отчет по практике "Производственная практика на примере строительной фирмы"
Заказать Купить
Мои партнеры: