Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ДЕТИ-СИРОТЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 6
1.1. Современное состояние проблемы детей – сирот 6
1.2. Эксплуатация детей 11
1.3. Так ли надо заботиться о детях 12
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ 15
2.1. Социальная ситуация развития детей-сирот 16
2.2. Особенности эмоциональной сферы 23
2.3. Отношения с окружающими 26
2.4. Интеллектуальная сфера 33
2.5. Самосознание, образ Я 35
2.6. Произвольность 40
2.7. Методическое обеспечение деятельности психолога с детьми-сиротами 42
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ 52
2.1. Описание методик исследования 53
3.2. Проведение эксперимента 73
3.3. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Введение
Подавляющее большинство воспитанников детских домов - социальные сироты. К тому же часть детей, которых по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, т.к. их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенности социально - психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров.
Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок - сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.
Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он учится жизни, овладевает различными социальными ролями. В детском доме самой значимой фигурой для ребенка является воспитатель, который находится с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие. В связи с этим исключительное значение приобретают личность воспитателя и отношения в учреждении в целом: все дети должны чувствовать себя, безусловно, принятыми и любимыми воспитателем и всеми сотрудниками детского дома. Без такого отношения к ребенку его развитие будет существенно затруднено, а в отдельных случаях невозможно, так как вне рамок детского дома ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества, являясь важным условием успешного развития детей - сирот, становится главной задачей воспитателя. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании, постижение («прочитывание») им проблем ребенка, развитие способности работать не столько на организационно-педагогическом, сколько на психолого-педагогическом уровне. Позиция воспитателя существенно меняется: на первый план выходят не функции контроля и организации, а создание условий для позитивного развития воспитанников и разрешения их личностных проблем, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Усилия воспитателя при этом направляются на организацию психолого-педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания.
В учреждениях для детей-сирот, как нигде, уместен принцип «врачебной педагогики» Л.С. Выготского — «воспитывать и лечить детей одновременно». «В лечебной педагогике,– указывал Л. С. Выготский, – оздоровление детей дополняется воспитанием, а воспитание растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия».
При таком подходе к воспитанию педагог превращается из руководителя, волюнтаристски «формирующего» личность ребенка (чаще всего, по собственному образу и подобию), в мудрого «путеводителя» и помощника, осуществляющего совместное с ребенком движение (восхождение) по пути жизни, а если необходимо – становится врачевателем детской души.
Подобное изменение миссии педагога-воспитателя предполагает необходимость перестройки собственной души, собственного сознания и отношения к сущности педагогического процесса. Начинать профессиональный рост не с овладения педагогическими технологиями, а с роста личностного всегда труднее. Однако этот путь – пусть «длинный, но самый верный». «Что же назвать хорошей жизнью? - писал Толстой, - степени хорошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурным».
Актуальность: Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.
Целью дипломной работы является изучение психологических особенностей развития и общения детей-сирот.
Гипотеза: Дети лишенные родительской любви и изолированные от социума, подвергаются психической депривацией в сиротских учреждениях, что катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье, и обуславливает те специфические особенности развития и общения детей-сирот, которые приводят к дальнейшей социальной дезадаптации ребенка, в чужом и пугающем их мире за стенами детских домов и приютов.
Объект исследования: группа детей сирот 10-12 лет в количестве 21 человека, и группа детей из благополучных детей 10-12 лет, так же в количестве 21 человека.
Предмет исследования: психологические особенности развития и общения детей-сирот.
Задачи исследования:
-
Изучить современное состояние сиротства в России и дать определение понятию «Сироты»;
-
Рассмотреть психологические особенности развития и общения детей сирот;
-
Провести эксперимент доказывающий что развитие и общение детей-сирот имеет свои специфические особенности;
-
Сделать выводы и подтвердить или же опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Методы исследования:
-
Опросник Спилбергера
-
Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга).
-
Тест на выявления уровня самооценки
-
Тест на оценку мотивов аффилиации.
Заключение
Таким образом, мы видим, что психическое и личностное развитие детей - сирот носит специфический характер. В конечном итоге все особенности их развития определяются теми условиями, в которых живет ребенок. Наиболее значимыми из них являются психическая депривация, отсутствие близкого взрослого человека, который бы безоговорочно принимал и любил ребенка, негативное отношение к этим детям со стороны социума. Все это приводит к формированию агрессивной, но крайне ранимой, неуверенной в себе личности, защищающейся от внешнего мира, а не взаимодействующей с ним.
На наш взгляд, ситуация осложняется еще и тем, что социальные сироты – это дети, родители которых живы, но лишены родительских прав. Ребенку необходимо каким-либо образом определить свою позицию по отношению к этому факту своей биографии. Чаще всего эта позиция сводится к глубокому чувству обиды или вины за своих родителей, как правило - неосознанной. Мы полагаем, что это обстоятельство определяет развитие личности ребенка ничуть не в меньшей степени, чем перечисленные выше условия.
Психологические проблемы детей-сирот это в первую очередь:
В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Исследование показывает, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, можно сделать предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.
Неблагоприятное течение социальной адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.
Список литературы
-
Аналитический материал о негосударственных образовательных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей./Вестник образования. № 8, 2001г.
-
Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения. Материалы областной научно-практической конференции. Кемерово, 1995.
-
Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни./ Вопросы психологии. 1996.- №4
-
Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. СПБ: Речь, 2001.- 216 с.
-
Басюк В.С. "Модель организации службы социально - психологического сопровождения в условиях детского дома" Москва 2001г.
-
Бенкевич О.Н. Это горькое слово приют./ ибинский вестник 28 мая, 1999.
-
Воронов В.В. "Технология воспитания" Москва 2000г.
-
"Детский дом на рубеже веков" Москва 2001г.
-
Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.
-
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994.-223с.
-
Корнева Л.В. «Особенности самоопределения подростков – учащихся спец. школ закрытого типа» М.: 2000г.
-
Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.
-
Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. Москва, 1998.
-
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.
-
Корчак Я. Детский дом; уроки прошлого. М. 1990.
-
Католиков А. "Дом моих детей" Москва 1997г.
-
"Лишенные родительского попечительства" Москва 1991г.
-
Лазутова М.Н. Республика Шкид становится Атландидой / Комсомольская правда, 1994. 21 сентября.
-
Лиханов.А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987.-271 с.
-
Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002.-87 с.
-
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
-
Мудрик А.В. "Социализация и воспитание" Москва 1997г.
-
Материалы журнала "Детский дом" за 2002-2003г.
-
Мастерство психологического консультирования. ( Под редакцией А.А.Бадхена, А.М.Родиной )- СПБ, 2002.- 184 с.
-
Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. – 256 с.
-
"Психологические методики диагностики личных особенностей ребенка в детском доме (3-9 лет)" Москва 1995г.
-
Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003-52 с.
-
Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990.-160 с
-
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991.-374 с
-
Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.-264 с.
-
Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М, 1999.-432 с.
-
Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.
-
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. –М 2000.-416 с.
-
Трошихина.Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Автореф.канд.дис. СПБ.-18 с.
-
Шипицына.Л.М., Иванов.Е.С., Виноградова.А.Д., Коновалова.Н.Л., Крючкова.Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997.-160 с.
-
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.
-
http://life.ng.ru/printed/problem/2001-06-08/4_orphan.html
-
http://www.inguk.ru/biblio/siroti/1_semiy.html
-
C:\Documents and Settings\it.MASTER-5II6G1IR\Рабочий стол\сироты\Тренинги.htm
Приложения
35.170.81.33
|