Дипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказДипломы , курсовые и рефераты на заказДипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказ Дипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Каталог

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Заказ

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Цены и скидки

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Условия заказа индивидуальных работ

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Обо мне

Контакты

Гарантии

Способы оплаты

Отчет по практике

Главная

+7 916 776 2324

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Я принимаю Яндекс.Деньги
Реферат банк для студентов ВЗФЭИ
     


Курсовая работа Методы работы с учебником в специальной коррекционной .



Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК, РЕЗУЛЬТАТ 5
1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА 16
2.1
....

Тип диплома Тема курсовой работы Скачать бесплатно краткое содержание курсовой работы
Курсовая работа Методы работы с учебником в специальной коррекционной Скачать часть диплома, курсовой или реферата для ознакомления
Место сдачи Год Объем, стр. Цена
МГПУ им.Шолохова200730
299 p.

Краткое содержание

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1 Работа с учебником: проблемы, поиск, результат 5

1.2 Формы и методы работы с учебником 9

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА 16

2.1 Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида 16

2.2 Поисково-репродуктивная работа с учебником в коррекционной школе VIII вида 17

2.3 Сравнительно-аналитическая работа с учебником в школе VIII вида 23

2.4 Творческая работа с учебником в коррекционной школе 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31


Введение

Психологи и педагоги утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Зачастую учащиеся учатся этому стихийно, неуправляемо, лишь подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные. Но существуют наиболее трудоемкие учебные предметы, которые требуют от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы.

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей работы с учебником в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Рассмотреть особенности работы с учебником в общеобразовательной школе: проблемы, поиск, результат

2. Рассмотреть формы и методы работы с учебником в общеобразовательной школе

3. Раскрыть особенности формирования умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида

4. Раскрыть особенности поисково-репродуктивной работы с учебником в коррекционной школе VIII вида

5. Рассмотреть особенности сравнительно-аналитической работы с учебником в школе VIII вида

6. Раскрыть особенности творческой работы с учебником в коррекционной школе
Глава 1. Методы работы с учебником в общеобразовательной школе

1.1 Работа с учебником: проблемы, поиск, результат

Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов Д.Д. Зуевой, М.Н. Скаткиной, И.Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

………..

Как изменить существующее положение? Отчетливо видится то, над чем должны работать авторы учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и сущность смешиваются весьма легко: … изорванный, запачканный, дурно напечатанный учебник почти так же отбивает у детей охоту к учению, как и непривлекательная наружность учителя. Другой выход виден в перестройке работы учителя с учащимися. Каким же образом?

Во-пертых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание “Читайте параграф…”, не заключающее в себе задачу, является одной из причин равнодушного отношения школьников к учебнику. Здесь будут уместными слова Канта: “И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов.…Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов”. Учитель на своих уроках старается давать детям задания, побуждающие их к самостоятельному поиску источников. Например, при изучении темы “Трансформация переменного тока” задание “Для получения больших по силе токов при электросварке применяются понижающие трансформаторы, в то время, как известно, что с понижением напряжения сила тока в цепи убывает. Нет ли здесь противоречия?” вызывает у учащихся оживленный поиск литературы, которая помогает найти ответы. При изучении темы “Параллельное соединение проводников” таким заданием может быть учебная проблема: “В осветительную сеть с напряжением 220 В надо включить 4 одинаковых лампочки, дающие полный накал при напряжении 110 В. Как следует соединить лампы, чтобы они не перегорели при включении их в сеть? Достаточно ли знать законы последовательного соединения проводников, чтобы решить задачу?”.

Во-вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: “Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…”. Сформулированные Н.К. Крупской правила при работе с книгой не утратили своего значения и в наши дни. Состав общеучебных умений и последовательность их формирования при переходе из класса в класс подробно описаны А.В. Усовой и А.А. Бобровым. Татьянченко Д.В. и Воровщиков С.Г. делят общеучебные умения на 3 группы:

  • учебно-управленческие,

  • учебно-информационные,

  • учебно-логические.

………

Итак, работа с учебником – процесс подчас малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: “зачем, чему и как учиться?”, являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

1.2 Формы и методы работы с учебником

Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы.

За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:

  • уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;

  • устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;

  • сравнивать изучаемые явления;

  • делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;

  • составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;

  • делать анализ содержания рисунков;

  • составлять словарь по теме;

  • самостоятельно изучать отдельную тему учебника;

  • составлять план по тексту учебника;

  • уметь составлять задачи, используя текст учебника;

  • писать конспекты, сочинения;

  • выполнять опыты, описанные в учебнике.

Важнейшие приемы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:

………..

Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.

8. В процессе сообщения новых знаний проводится работа с текстом учебника. Она помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с ученой литературой. Учителю нужно ставить перед учащимися конкретные задания, которые стимулируют их к серьезной работе над текстом учебника. При изучении текста учебника учителя используют такие приемы, как чтение статьи по частям с последующим разбором каждой части по вопросам, чтение всей статьи с предварительным или последующим разбором и чтение статьи по частям или всей статьи с проведением опытов и разбором.

Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке. Вполне возможно применение различных форм самостоятельной работы на одном уроке по одной и той же теме, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оборудована.

………..

Рис. 1 Некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником

Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:

1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.

2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.

3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.

4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.

………

Вывод:

Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий

Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.

Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопроса, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.


Глава 2. Методы работы с учебником в специальной коррекционной школе VIII вида

2.1 Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида

Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида должно проводиться систематически. Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности.

Структуры учебников в коррекционных классах различны. В начальной школе учащиеся из учебника используют только задания, а в пятом классе нужно научить их читать текст учебника. Начинается работа с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение.

Именно в коррекционном классе важно продумать систему уроков над общей темой “Обучение работе над учебным текстом”. Эта работа проходит по такому плану, где предусмотрен переход от простых навыков и умений к более сложному:

  • работа с учебником после объяснения нового материала;

  • чтение текста учителем с выделением главных мыслей;

  • чтение текста учителем и составление плана прочитанного;

  • составление учителем образца ответа по составленному плану;

  • ответ учащихся по составленному плану;

  • чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;

  • чтение учащимися текста и самостоятельное или с помощью учителя составление плана прочитанного.

Систематическая работа по этому плану в I полугодии дают хорошие результаты. Целесообразно применить и такой прием: разделение труда между учителем и учащимися коррекционной школы. Учитель излагает некоторую часть материала, а остальную часть учащиеся осваивают по учебнику совместно с учителем или родителями. Для того чтобы ученик привык работать с учебником, домашние работы в I полугодии задаются аналогичные тем, которые разобрали в тексте пункта.

…………

2.2 Поисково-репродуктивная работа с учебником в коррекционной школе VIII вида

Многолетняя работа в школе VIII вида показывает, что многие ученики с нарушениями в развитии не умеют работать с учебником. Поэтому формирование необходимых навыков приходится начинать с первых уроков. В дальнейшем эта работа проводится систематически, изменяясь и усложняясь соответственно возрастным особенностям учеников коррекционной школы.

Наиболее простой формой работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Вопросы при этом могут быть следующими. Что из прочитанного вам уже известно? Что нового вы узнали? Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников коррекционной школы ориентироваться в тексте.

Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач:

  • способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);

  • формирует умение отвечать кратко и четко;

  • облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам школы VIII вида с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики с отклонениями в развитии могут получать положительные оценки);

  • при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.

Вопросы к параграфу могут быть сформулированы и самим учителем. В этом случае они должны предусматривать:

……….

Кроме устной работы в школах VIII вида над новыми терминами можно проводить также и письменную работу. Для этого имеется несколько вариантов:

  • выписать новые термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;

  • записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;

  • заполнить таблицу.

Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем – также весьма важная форма работы.

Работа над схемами складывается из нескольких этапов.

1. Учитель готовит схемы по изучаемому вопросу, объясняет ученикам школы VIII вида, что они отражают, и показывает, как читать схемы и составлять рассказ.

2. Ученики школы VIII вида учатся объяснять материал по готовой схеме.

3. Ученикам школы VIII вида предлагают схемы, заполненные только частично, как образец. Основную часть они должны заполнить самостоятельно, используя текст или рисунки учебника.

4. Ученикам с умственной отсталостью поручается самостоятельное составление схем. К этому этапу можно переходить тогда, когда все предыдущие этапы уже освоены.

В старших классах следует объяснять, каким образом, используя эти приемы, можно готовиться к зачетам и экзаменам, усваивать большой объем информации.

Наиболее простые примеры схем имеются почти в каждом учебнике, есть они и в рабочих тетрадях на печатной основе. Также можно пользоваться схемами из сборников (в таблицах и схемах) или составлять их самостоятельно.

Строить работу со схемами на уроке можно, используя различные приемы:

  • составление схем под руководством учителя;

  • заполнение немых схем учениками школы VIII вида самостоятельно;

  • объяснение учителя по готовой схеме;

  • озвучивание готовых схем учениками школы VIII вида;

  • заполнение и озвучивание схем учениками школы VIII вида.

Если использовать такой вид работы регулярно, то ученики с умственной отсталостью лучше усваивают материал, повышается интерес к предмету и качество знаний. У учеников школы VIII вида появляется возможность получить положительную оценку и сохранить уверенность в себе.

К осознанному пониманию материала ведет и использование опорных конспектов, основанных на структурно-логических схемах, основные положения или понятия которых зашифрованы определенными сигналами или условными знаками. Работа с опорными конспектами имеет много специфических особенностей и представляет собой целую систему, которая была разработана В.Ф. Шаталовым. Важно то, что если использовать всю систему нет возможности, то даже применение ее отдельных элементов позволяет при творческом подходе получать хорошие результаты.

……….

Более трудным является составление конспектов (цитатного, свободного, тематического). Кроме краткости, здесь требуются логичность, четкость и умение формулировать свои мысли. Для формирования навыка составления конспекта также необходима памятка, как общеобразовательных школ, так и для школ VIII вида.

Как составить конспект. Конспект – краткое изложение материала. Для этого необходимо:

1. составить план прочитанного текста;

2. разъяснить и дополнить каждый пункт цитатами (выдержками из текста) или мыслями, сформулированными самостоятельно;

3. сопоставь разные точки зрения, сделать вывод.

Если ученики школы VIII вида испытывают затруднения в самостоятельном составлении планов и конспектов, то первоначально такую работу можно проводить в классе коллективно, разбирая каждый этап.

Тексты школьных учебников удобны относительной краткостью, что позволяет отрабатывать навык, который в дальнейшем поможет при работе с большими объемами дополнительной литературы.

……….

2.3 Сравнительно-аналитическая работа с учебником в школе VIII вида

Сравнение и анализ – иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам ведется практически параллельно с описанными выше, т.к. они также требуют умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать мысли. Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать.

Как сравнить объекты. Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо:

1. определить объекты сравнения;

2. выделить признаки, по которым они будут сравниваться;

3. найти общие черты;

4. найти черты отличия;

5. объяснить причины того и другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и признаков, и синтеза – обобщения и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника (не исключая и лабораторных работ)? и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.

Большую помощь в работе с учебником в коррекционной школе оказывают и рисунки. Их можно использовать для выполнения заданий по анализу и сравнению. Такие задания целесообразно предварять небольшими инструкциями.

Как работать с рисунками:

1. Как называется рисунок?

2. Что на нем показано?

3. Рассказать об изображенных явлениях или процессах и сравните их.

4. Сделать вывод.

2.4 Творческая работа с учебником в коррекционной школе

Составление вопросов. Ну что, казалось бы, может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле это требует от учеников школы VIII вида вполне определенных усилий. Тем более что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфе учебника.

Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определенным образом. Например: «Докажите, что... »; «Объясните, почему...»; «Какой вывод можно сделать из... ». Важно объяснить ученикамотклонениями в развитии, что оценивается не столько количество (его можно четко ограничить), сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них.

Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:

а) выборочно или у всего класса в тетрадях;

б) заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников школы VIII вида;

в) организовать работу в парах: ученики с задают друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы;

………..

Дети очень любят слушать такие тексты и с огромным удовольствием ищут «спрятанные» ошибки.

Составление текстов с пропущенными словами дается ученикам школы VIII вида, так как им не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.

Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности для учеников с отклонениями в развитии. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое его изложение.

На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется: слова даются без определенной последовательности или (и) вносятся «лишние», которые не могут быть использованы в тексте. Эти варианты требуют большей внимательности и сообразительности. В любом случае ученику школы VIII вида предлагается озаглавить рассказ и (или) объяснить, в чем суть рассказа и какой вопрос к нему можно задать и т.д., конечно всё это делается с помощью учителя

Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: слабым ученикам можно дать простое задание, сильным – посложнее. Составление рассказов по заданным словам можно также применять и при повторении материала. В этом случае предлагается составить рассказ, вспомнив опорные слова без помощи учителя и не используя учебник.

Тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам школы VIII вида предлагается с помощью учителя разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу. Разумеется, такую работу можно предлагать только в том случае, если ученики с нарушениями в развитии уже имеют понятие об общих принципах организации и различных видах тестов – вопрос и несколько вариантов ответов; перечень верных и неверных утверждений; обозначенные буквами и цифрами понятия и определения, которые нужно привести в соответствие, и т.п. Кроме того, школьникам надо объяснить требования, предъявляемые к хорошим тестам, – четкая и однозначная формулировка вопросов (или утверждений), предполагающая наличие точных и правильных ответов. При каждом задании оговаривается минимальное и максимальное количество вопросов или утверждений, которые надо придумать в каждом конкретном случае.

……….

Вывод:

Таким образом, различные формы работы с учебником позволяют вырабатывать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. Важно помнить, что, предлагая разные по сложности задания, нельзя явно выделять «слабых» и «сильных» учеников, необходимо тактично предлагать выполнение индивидуальных работ. А еще лучше предложить выбор – каждый ребенок сам определит свои силы, а если по какой-то причине не справится с заданием, не надо упрекать его за неправильный выбор – он сам все поймет.

Предложенные формы работы с учебником и навыки, полученные при этом, могут быть использованы на различных типах уроков и как элементы игр, а также могут применяться при традиционном и развивающем обучении в школах VIII вида.


Заключение

Задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.

Существует множество различных объективных и субъективных причин, по которым учителя редко обращаются к учебнику на уроке: желание показать свою эрудицию, ложный страх, что ученики сочтут незнайкой, неудачные учебники, стремление к новым формам работы и т.д. Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома. Но работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.

В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой, которые предлагают большой выбор заданий для работы с учебником.

При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для самостоятельного изучения нужно подходить осторожно. Если будут предлагаться трудные тексты, многие ученики потеряют уверенность в своих силах и интерес к такой работе.

Работая, таким образом, в первое время не хватает времени на уроки, происходит отставание от программы. Но в конце учебного года формируется устойчивый алгоритм самостоятельной работы учащихся с учебником, который активизирует их работу на уроке, материал усваивается прочнее. Ведь знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получал после объяснения учителем. Самостоятельное усвоение вызывает чувство гордости и радости за достигнутые успехи. Итак, к концу учебного года в пятом классе учащиеся умеют составлять план прочитанного, составить устный рассказ по плану, анализировать свои ответы, переносить текст учебника на рисунок, составлять вопросы к тексту, вести словарь математических терминов, готовить небольшие сообщения, используя дополнительную литературу.


Список литературы

  1. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. – М., Просвещение, 2004г.

  2. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Москва, 1973.

  4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 1994.

  5. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М., 2005г.

  6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 2002г.

  7. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: книга для учителя. М., Просвещение, 2003г.

  8. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: книга для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Просвещение, 2000г.

  9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 1994.

  10. Кант И. О педагогике, 1999г.

  11. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий: книга для учителя: из опыта работы – 2-е издание, доп. и испр. – М., Просвещение, 2001г.

  12. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М., Просвещение, 2005г.

  13. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144.

  14. Лихачев Б. Т. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 2002г.

  15. Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.

  16. Руководство самообразованием школьников: из опыта работы / ред.-сост. Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин. – М., Просвещение, 2000г.

  17. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом. / Завуч, 2000г., №7.

  18. Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ленинград, 1964

    3.233.220.21
Каталог готовых работ -> Педогогика ->Курсовая Методы работы с учебником в специальной коррекционной
*доставка осуществляется сразу же после зачисления средств платежной системой Yandex kassa. Для банковских карт - 5 мин, платежные терминалы Элекснет- 1 минута (терминалы Qiwi - 2 часа), электронные деньги через кассы обмена - 5 минут, Яндекс.деньги - 1 минута.
Методы работы с учебником в специальной коррекционной

У меня вы можете заказать курсовую , диплом или реферат , а также купить курсовую , диплом или реферат из моего каталога готовых курсовых , дипломов и рефератов. Для каждой работы в каталоге можно скачать краткое содержание курсовой , диплома или реферата.



Если вы не нашли в каталоге подходящую вам тему, вы можете заказать у меня реферат, курсовую или диплом на нужную вам тему. Также я могу написать преддипломную практику , отчет по практике и доклад к диплому.


Самые популярные работы
4 Отчет по практике "Производственная практика"
Заказать Купить
3 Отчет по практике " Комплексный анализ и оценка финансового положения предприятия"
Заказать Купить
3 Отчет по практике "Производственная практика на примере строительной фирмы"
Заказать Купить
Мои партнеры: