Дипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказДипломы , курсовые и рефераты на заказДипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказ Дипломы , курсовые и рефераты на заказ
Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Каталог

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Заказ

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Цены и скидки

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Условия заказа индивидуальных работ

Дипломы , курсовые и рефераты на заказ

Обо мне

Контакты

Гарантии

Способы оплаты

Отчет по практике

Главная

+7 916 776 2324


Реферат банк для студентов ВЗФЭИ
     


Диплом Лизинг как форма финансирования капитальных вложений .




Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы лизинговой деятельности 6
1.1 Сущность лизинга, его виды, классификация лизинга 6
1.2 Рынок лизинговых услуг 19
2. Действующая практика лизинговых отношений в России 30
2.1 Нормативно-правовые аспекты 30
2.2 Организа
....

Тип диплома Тема Скачать бесплатно краткое содержание
Диплом Лизинг как форма финансирования капитальных вложений Скачать часть диплома, курсовой или реферата для ознакомления
Место сдачи Год Объем, стр. Цена
МФЮА200782
1497 p.

Краткое содержание

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы лизинговой деятельности 6

1.1 Сущность лизинга, его виды, классификация лизинга 6

1.2 Рынок лизинговых услуг 19

2. Действующая практика лизинговых отношений в России 30

2.1 Нормативно-правовые аспекты 30

2.2 Организационно-правовая характеристика ООО «Руссо» 38

2.3 Оценка финансирования капитальных вложений на примере ЗАО «Руссо» 43

3. Предложения по совершенствованию лизинга в России 58

3.1 Проблемы современного рынка лизинга в РФ 58

3.2 Развитие лизинга в РФ 64

Заключение 72

Список использованной литературы 77

Приложение 1 Самые крупные лизинговые компании РФ…………………..…80


Введение

Освоение лизинга как особой формы капитальных вложений в России происходит в условиях низкой инвестиционной активности. Несмотря на это, существуют определенные предпосылки для решения этой проблемы. Для этого, в условиях, когда обращение к банковскому кредиту затруднительно, особенно для малого бизнеса, необходимо активнее переходить от традиционного механизма обновления основных средств к поиску иных источников финансирования.

В условиях большой потребности в модернизации средств труда особую значимость приобретает развитие новых видов кредитования как в денежной, так и в товарной форме. Лизинговая деятельность как раз и относится к одному из таких видов. Анализ состояния дел в российской экономике показывает, что использование этой формы кредитования будет способствовать формированию лизингового рынка, который может оказать существенное влияние на возрождение и развитие экономического потенциала нашей страны.

Актуальность изучения лизинговой формы капиталовложений обусловлена формированием рыночных отношений в российской экономике. Несформированность рыночной инфраструктуры выражается в несовершенстве финансово-кредитной системы.

Развитие рыночных отношений в отечественной экономике неизбежно приводит к заимствованию и адаптации к российским реалиям все более сложных кредитных инструментов, использующихся в странах с развитой рыночной экономикой и способных обеспечить развитие производства. На протяжении всего периода экономических преобразований остаются нерешенными задачи теоретической разработки и практической реализации инвестиций в отраслях экономики. Один из путей переориентации финансовой сферы на нужды производства видится в развитии нетрадиционных форм кредитной деятельности, к числу которых принято относить лизинг.

Вопросы эффективности лизинга как нового для нашей страны вида хозяйственной деятельности приобретают особую актуальность.

Создание правовой базы для развития рыночных отношений, структурная перестройка производства, реорганизация финансово-кредитной системы, экспорт капитала транснациональных корпораций в виде товаров производственного назначения, сопряжены с созданием большого числа универсальных и специализированных кредитных учреждений, способных концентрировать капитал, организовывать и проводить лизинговые операции. Накопленный за последние годы опыт в этой области нуждается в обобщении и оценках. Новая для России хозяйственная практика требует от теории формирования экономических основ, обусловивших появление и развитие лизинга.

Лизинг как вид предпринимательской деятельности остается в России сравнительно новым. В нашей стране лизинг начал развиваться совсем недавно, с начала 90-х годов ХХ века, и уже в скором времени получил достаточно широкое распространение. Специалисты в области российского рынка инвестиций прогнозируют в ближайшее время значительное увеличение объемов лизинговых сделок. При активном его внедрении лизинг в силу присущих ему возможностей может стать мощным импульсом не только технического перевооружения производства, но и структурной перестройки российской экономики. Использование лизинга как особого инвестиционного инструмента существенно упрощает процесс осуществления капиталовложений и получения соответствующих доходов, что особенно актуально для развития малого и среднего предпринимательства в современной России.

Проблема выбора эффективного способа использования капитала, сопряженная с теоретической разработкой и практическим применением новых для нашей страны финансово-кредитных инструментов, обосновывает актуальность темы дипломной работы.

Традиционно, задачи эффективности капиталовложений решаются посредством выбора одного из нескольких способов использования капитальных ресурсов. Вопрос выбора наиболее эффективного варианта инвестиций снимается путем целенаправленного отбора инвестиционных проектов, постановки альтернативных задач и последующего их решения.

Цель дипломной работы заключается в изучении лизинга как формы капитальных вложений.

Задачами работы выступают:

- теоретическое обоснование лизинговой деятельности

- изучение действующей практики лизинговых отношений в РФ, на примере компании «Руссо»

- выявление основных проблем в области лизинга, а также разработка направлений совершенствования системы лизинговых отношений.

Предмет исследования – лизинговая форма капитальных вложений.

Этот анализ строится на сравнении лизинга с альтернативным ему кредитным финансированием.

Объектом дипломной работы выступает ЗАО «Руссо», которая является одной из крупнейших торговых компаний на рынке лакокрасочной продукции в Российской Федерации. На рынке с 1992 года.

Приоритетным направлением в настоящее время является производство. Доля продукции собственного производства в общем объеме поставок составляет порядка 50%.

Вопросам становления лизинговых отношений в российской экономике посвящено большое количество монографий и статей в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся определения сущности и функций лизинга, вариантов его использования в хозяйственной деятельности различными субъектами рыночной экономики.

Информационной базой послужили данные официальной статистики, материалы выборочных наблюдений, научные труды, текущая экономическая периодика, информация из сети Интернет.

1. Теоретические основы лизинговой деятельности

1.1 Сущность лизинга, его виды, классификация лизинга

Лизинг достаточно давно получил широкое распространение во многих странах мира, прежде всего, в странах с развитой рыночной экономикой. В России же и в других странах бывшего СССР пути и формы использования лизинговых отношений еще только осваиваются.

Необходимость развития лизингового бизнеса особенно очевидна в сложных современных российских экономических условиях, когда большинство предприятий не может осуществлять значительных финансовых вложений в техническое перевооружение производства и его расширение.

Лизинг в России можно квалифицировать как еще только зарождающуюся форму предпринимательской деятельности, процесс внедрения которой в экономику обусловлен рядом предпосылок и факторов.

Во-первых, в качестве одной из предпосылок следует назвать традиции промышленной аренды в Российской империи, а затем и в СССР. Аренда стала одним из условий новой экономической политики. С июля 1921 г. арендаторы получили “права арендовать государственные промышленные предприятия в целях их эксплуатации”.

Во-вторых, лизинг сегодня позволяет использовать уже сложившиеся структуры материально-технического обеспечения при условии правильной организации их работы. Система территориальных органов бывшего Госснаба СССР (ныне - Росконтракт), осуществлявшая с 60-х годов прокатные виды деятельности, обеспечивала возможность краткосрочной аренды механизмов, приборов, средств автоматизации труда и уже содержала в себе элементы оперативного лизинга. Возможно, определенное влияние здесь оказало распространение в 60-х годах оперативного лизинга в Западной Европе.

Однако эта система не смогла получить высоких результатов в отсутствии экономических методов управления данными процессами, возможности купли-продажи арендуемого имущества. Существовавший порядок фондируемого распределения материально-технических ресурсов слабо заинтересовывал потребителей в получении техники на прокат в условиях относительно свободного доступа к финансовым ресурсам, обеспеченным затратным механизмом функционирования экономики, недостаточной ремонтной базы и т.д.

В-третьих, важной предпосылкой развития лизинга является введение с 1 января 1991 года единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов. Новые нормы амортизации, порядок их начисления и метод ускоренной амортизации был введен с целью создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, а также для сокращения затрат на капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств.

Среди факторов, влияющих на процесс внедрения лизинга в экономику страны, можно выделить следующие:

1) значительное возрастание роли услуг посреднических организации в сфере обращения;

2) появление спроса на услуги лизинговых фирм со стороны развивающегося малого предпринимательства;

3) необходимость развития производителями новых форм сбыта;

4) изношенность основных средств производства;

5) низкий уровень инвестиций в объекты производственной сферы.

Термин "лизинг" происходит от английского глагола "to lease" и характеризует экономико-правовые отношения, действия сторон, складывающиеся по поводу сдачи имущества внаем или в аренду.

Термин «лизинг» (англ. leasing) означает «аренда». При аренде вступают в договорные отношения арендодатель и арендатор по поводу сдачи имущества во временное владение и пользование за определенную плату. Как известно, эти отношения в российской практике возникли давно.

Использование термина «лизинг» связано с необходимостью выделения особого вида аренды — финансовой. Импульс к развитию лизинговых отношений в России дал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

В соответствии со ст. 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательских целей. При этом выбор продавца и приобретенного имущества осуществляется арендатором.

…………..

1.2 Рынок лизинговых услуг

В настоящее время в российской экономике активно идут процессы появления и формирования новых, неразвитых или не существовавших ранее рынков. Одним из ярких примеров таких рынков может служить рынок лизинговых услуг.

В странах с рыночной экономикой лизинг хорошо развит, многие предприятия, независимо от отраслевой принадлежности, размера, финансовых характеристик, активно пользуются этим финансовым инструментом. Лизинг обладает рядом существенных преимуществ, однако его нельзя считать панацеей, универсальным средством решения финансовых проблем. Объемы лизингового финансирования в развитых странах составляют в среднем около 30% всех инвестиций в реальные активы.

Развитие рынка лизинговых услуг сталкивается с рядом серьезных ограничений объективного и субъективного характера (недостаточная развитость фондового рынка, неготовность участников к восприятию лизинговой парадигмы и др.). Потенциал лизинга пока используется далеко не полностью. Однако рынок развивается очень динамично и демонстрирует интересные тенденции. Сейчас в России присутствуют и нерыночные формы лизингового бизнеса. Часть лизинговых фирм являлась (и является) «государственно ориентированными», их нельзя в полной мере считать субъектами рынка.

Определим границы отраслевого рынка для рынка лизинговых услуг. Конечно, отраслевой рынок - это совокупность и лизингодателей и лизингополучателей. Выбор в пользу лизинга делает лизингополучатель, принимая решение о способе приобретения и финансирования долгосрочного актива. Однако структура рынка определяется поведением лизингодателей, т.е. лизинговых фирм, действующих на российском рынке, именно они формируют этот рынок. Такая особенность наблюдается и в России, и в других странах.

Таким образом, задача определения границ рынка в целях анализа его структуры сводится к очерчиванию круга хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве лизингодателей. В условиях отсутствия государственной статистики по лизингу (это направление находится сейчас в стадии формирования) и отмены обязательного лицензирования лизинговой деятельности достаточно сложно точно оценить количество лизинговых фирм в России. Кроме того, при анализе структуры рынка важно учитывать компании, которые действительно являются субъектами этого рынка. Не все российские лизинговые фирмы могут быть отнесены к этой категории.

…….

Предлагаемый подход схематично отражен на рис. 5. На начальном этапе анализа рассматриваем единый рынок на национальном уровне.

[image]

Рис. 5. Выделение рынка лизинговых услуг в России, принятое в рамках исследования

Опираясь на эмпирические данные мониторинга рейтингового агентства «Эксперт РА», можно выделились ряд характеристик формирующейся структуры современного рынка лизинговых услуг в России.

К характеристикам формирующейся структуры рынка можно отнести следующие.

Высокие темпы роста объемов лизинговых услуг, наблюдаемые в последние годы

……..

Интересно отметить, что российский рынок лизинговых услуг сочетает
низкие барьеры входа, развивающуюся конкуренцию и пока еще высокий уровень концентрации.

В 2005 году стоимость портфеля лизинговых услуг (по результатам анализа 135 компаний) достигла 8,5 млрд. долл. США. В результате, согласно данным London Financial Group, в 2005 году Россия переместилась на 11-е место в мире по объемам лизинговых операций, тогда как еще год назад она находилась лишь на 18 месте. Высокий спрос на лизинговые услуги обеспечивает позитивную динамику объема заключенных контрактов. Рост объемов рынка способствовал выходу на рынок новых игроков, в том числе иностранных, что соответственно привело к обострению конкуренции между ними (рис.6)

[image] 

Рис. 6 Динамика и емкость рынка лизинговых услуг в 1995-2005 году

Лизинг, наряду с кредитованием, является одним из наиболее эффективных инструментов воспроизводства основных фондов. На фоне нехватки «длинных» денег в банковском секторе, где срок кредита составляет в среднем 1–1,5 года, ряд налоговых льгот и более длительные сроки по договорам лизинга (в среднем 3–4 года) способствуют развитию рынка лизинга в России. В результате доля новых лизинговых контрактов в объеме инвестиций в основной капитал за пять лет выросла более чем в два раза.

Объем реального нового бизнеса в 2006 год составит около 9-10 млрд. долларов, а доля лизинга в ВВП - порядка 2%. Объем полученных за год лизинговых платежей составит 3,5-5 млрд. долларов, объем профинансированных средств не менее 7-8 млрд. долларов. Совокупный портфель лизинговых компаний по показателю объема лизинговых платежей к получению на 01.01.2007, согласно оценкам РА Эксперт, составит порядка 12 млрд. долларов, увеличившись за год на треть (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели рынка лизинга в 2002-2006 гг.

2002

2003

2004

2005

1 полугодие 2006 г.

9 мес 2006 г.

2006 г.*

Объём нового бизнеса, млрд .долл.

 

5,00

8

4.5

6

9-10

Объём полученных лизинговых платежей, млрд долл.

0.8

1,50

2,00

2.8

1.5

3

3,5-5

Объем профинансированных средств, млрд долл.

0.6

1,20

2,40

3.9

4.5

5.5

7-8

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд долл.

-

-

-

-

5.9

9

12

* прогноз на основе данных исследований по итогам 6 и 9 мес. Источник: "Эксперт РА"

Объем реального нового бизнеса по итогам 6 месяцев составил более 4,5 млрд. долларов, а по итогам 3 кварталов - более 6 млрд. С учетом традиционного всплеска активности на лизинговом рынке, регулярно наблюдающемся последние несколько лет, объем нового бизнеса составит как минимум порядка 9-10 млрд. за 2006 год в целом

В приложении 1 приведены 10 самых крупных лизинговых компаний.

………..

2. Действующая практика лизинговых отношений в России

2.1 Нормативно-правовые аспекты (Законы, ГК, правовые акты по лизингу)

За последние несколько лет в Российской Федерации было принято значительное число нормативных актов, посвященных различным аспектам лизинговой деятельности, что наглядно свидетельствует об интересе правительства и российского бизнеса в целом к этому виду инвестиционной деятельности.

……

Рис. 9 Структура нормативно-правовой базы России

Россия относится к группе стран, в которой существует специальное законодательство, регулирующее лизинговые отношения. Особенность, однако, состоит в том, что правовая база лизинга рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней, имеющих неодинаковую юридическую силу (рис.9).

Средством правового регулирования лизинговых отношений являются правовые нормы - общеобязательные правила поведения участников лизинговых сделок. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников лизинговых отношений нормы подразделяются на:

материально-правовые;

процессуальные.

………….

Первым документом, положившим начало появлению новых нормативных актов и изменений в действующих актах, направленных на развитие лизинга, был, несомненно, Указ Президента от 17.09.1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Он был дополнен, хотя и с запозданием, Постановлением Правительства от 29.06.1995 г. № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности"

В этом документе давалось определение лизинга «как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок»; определение объектов лизинга, как «любого движимого и недвижимого имущества, относимого к основным средствам, а также имущественные права могут являться предметом договора о лизинге»; поручение «подготовить предложения о возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях».

Затем, спустя девять месяцев, родилось очень важное постановление Правительства от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», утвердившее «Временное положение о лизинге», в котором было дано определение лизинга, определение объекта и субъектов лизинга, требования к договору лизинга, права и обязанности участников договора лизинга, структура лизинговых платежей.

В соответствии с этим постановлением и согласно постановлению Правительства от 20 ноября 1995 г. № 1133 принимались решения об отнесение сумм лизинговых платежей, включая платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя.

В постановлении Правительства от 27 июня 1996 года № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был сделан шаг вперед в деле развития лизингового бизнеса в нашей стране. В частности, было установлено, что условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга; ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3; доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества».

…….. Сложная правовая природа лизинга связана с тем, что он объективно находится как бы в пограничной области смежных, зачастую переплетающихся между собой в различных комбинациях отношений аренды, купли-продажи, товарного кредитования, поручения и других хозяйственных связей.

Необходимо отметить, что Гражданский Кодекс РФ не предусматривает необходимости дополнительного акта гражданского законодательства, регулирующего договор финансовой аренды. Статьи 665-670 о финансовой аренде вместе с положениями параграфа 1 "Общие положения об аренде" главы 34 "Аренда" и общими положениями ГК об обязательствах создают достаточно полную гражданско-правую базу для этой разновидности аренды. Согласно п. 2 ст. 3 ГК нормы других законов должны ему соответствовать.

При этом ГК РФ рассматривает договор финансовой аренды (лизинг) в качестве отдельного вида договора аренды (имущественного найма). Правовое регулирование лизинга в соответствии со ст.625 ГК РФ осуществляется по следующей схеме: при отсутствии в параграфе 6 специальных правил, регламентирующих договор финансовой аренды, к нему применяются общие положения главы 34 об аренде.

…..

2.2 Организационно-правовая характеристика ООО «Руссо»

ЗАО «Руссо», созданной в 1999 году является одной из крупнейших торговых компаний на рынке лакокрасочной продукции в Российской Федерации. На рынке с 1992 года.

Приоритетным направлением в настоящее время является производство. Доля продукции собственного производства в общем объеме поставок составляет порядка 50%.

Создана собственная сеть дистрибьютеров в российских регионах.

За тринадцать лет работы «Руссо» установил прочные партнерские отношения с ведущими фирмами Европы и крупнейшими российскими производителями. Помимо продуктов других производителей, компания предлагает три собственных бренда – JOBI, Олимп, Эксперт. Все три серии включают широкий ассортимент продуктов, которые полностью соответствуют европейским нормам и стандартам, а цена при этом на 20-30% ниже зарубежных аналогов. Создана постоянная собственная сеть дистрибьюторов в российских регионах. В число клиентов компании входят такие известные фирмы как: МЕТРО, ОБИ, Леруа Мерлен и др. Накопленный опыт и обширные связи позволили компании активно влиять на формирование рынка лакокрасочных материалов не только в России, но и за рубежом.

Таким образом, решена задача объединения в один торгово-производственный комплекс всех основных подразделений компании при четком функциональном зонировании, что позволяет обслуживать покупателей в соответствии с требованиями европейского рынка.

В торгово-промышленном комплексе «Руссо» все предусмотрено: просторные офисные помещения, выставочный и демонстрационный залы, а главное – полностью автоматизированные склады площадью свыше 7000 м? и емкостью более 8000 палетто-мест, где представлен полный ассортимент продукции более 70 ведущих отечественных и зарубежных производителей, и конечно же, продукция собственного производства. Поэтому в ЗАО «Руссо» всегда можно заказать и/или приобрести краски для наружных и внутренних работ, различные лаки и эмали, шпаклевки, шпатлевки, грунтовки и штукатурки, в том числе структурные или фактурные штукатурки для стен, герметики, монтажные пены и другие виды лакокрасочной продукции.

Большая доля реализации товара приходится на Московский регион. Так за 2005 год на Московский регион приходилось порядка 50% общегодового оборота компании. Из них около 30% приходится на сетевые магазины, Метро, Auchan, OBI, и некоторые российские компании.

За последний год холдинг значительно усилил свои позиции во многих федеральных округах.

ЗАО «Руссо» самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера. Самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.

На рис.10 представлена организационная структура ЗАО «Руссо»

………

2.3 Оценка финансирования капитальных вложений на примере ЗАО «Руссо»

ЗАО «Руссо», в связи с особенностями производственной и торговой деятельности необходимо приобрести грузовой автомобиль, который будет служить для перевозки товаров.

После принятия ЗАО «Руссо» решения о необходимости приобретения автомобиля, возникает вoпpoc: за счет каких средств это можно сделать.

Существует три основных способа:

прямая покупка за счет собственных средств;

приобретение за счет кредитных средств;

приобретение в лизинг.

При приобретении оборудования за счет собственных средств технология реализации сделки представляется наиболее простой. В данном случае покупатель оплачивает продавцу технику напрямую и в течение оговоренного времени получает ее. Срок реализации сделки зависит в основном от наличия техники у продавца и наличия денег у покупателя.

При приобретении оборудования за счет кредитных средств ситуация заметно осложняется.

Во-первых, при обращении в банк необходимо подготовить внушительный комплект документов;

во-вторых, деньги банк выдаст только при наличии твердого залогового обеспечения (составляющего до 200% от испрашиваемого кредита);

в-третьих, если банк и примет положительное решение о кредитовании, срок с даты обращения в банк до момента выдачи денег может составить 2—3 месяца.

Сделка по лизингу оборудования в ЗАО «Гознак-лизинг» заключается в течение 10—15 дней с даты предоставления клиентом необходимых документов. В случае устойчивого финансового положения клиента для реализации сделки не требуются дополнительные залоги, гарантии или поручительства третьих лиц. Весь комплекс работ по оформлению сделки берет на себя лизинговая компания, в результате клиент получает уже застрахованную технику или оборудование.

При лизинге процесс оформления техники происходит немногим дольше, чем при прямой покупке и значительно быстрее, чем при кредите.

Одновременно лизинг решает дополнительно ряд задач, которые при прочих вариантах приобретений также занимают изрядное количество времени -страхование, постановка на учет, ТО и т. д.

Для того чтобы определить сумму расходов на приобретение основных средств, возникающих для рассматриваемых случаев, необходимо четко понять суть этих расходов.

Неверно считать, что расходы организации или предприятия ограничиваются стоимостью автомобиля.

При прямой покупке расходы представляют собой выплату полной стоимости при приобретении имущества и налога на имущество. Кроме этого, поскольку покупка имущества происходит за счет чистой прибыли организации или предприятия, то это означает, что уплаченный ранее налог на прибыль также удорожает сделку.

При получении кредита на покупку имущества расходы представляют собой выплату основной суммы долга, процентов по кредиту и налога на имущество.

При лизинге расходы состоят из ряда лизинговых платежей, выплачиваемых в течение нескольких лет, в которые уже включена выкупная стоимость.

Действующим Российским законодательством предусмотрены особенности налогообложения при лизинге, позволяющие оптимизировать налоговые выплаты. Поэтому при расчете расходов, связанных с обслуживанием лизинговой сделки, необходимо учитывать и экономию по налогам.

……..

3. Предложения по совершенствованию лизинга в России

3.1 Проблемы современного рынка лизинга в РФ

По прошествии нескольких лет с момента организации первых российских лизинговых компаний финансовая аренда перестала быть экзотикой и заняла свое достойное место среди прочих финансовых инструментов. Более того, на протяжении всего периода ведения статистических исследований объемы лизинговых операций показывали устойчивый рост.

Действительно, лизинг на сегодняшний день является единственным способом финансирования, обладающим налоговыми преференциями. Оптимизация платежей по налогу на имущество и налогу на прибыль всегда была одним из основных рекламных ходов лизингодателей. Но это и верно, и неверно. В период действия договора лизинга налоговое бремя на лизингополучателя сокращается, но в последующие периоды налоговая дубинка начинает раскручиваться в обратную сторону.

Даже среди лизинговых компаний существует мнение, что изъятие из Налогового кодекса ускоренной амортизации неминуемо приведет к исчезновению финансовой аренды в России, в том виде, в котором он сейчас представлен, а лизинг превратится в продажу с рассрочкой. Представляется, что сегодня акценты в привлекательности лизинга смещаются из налоговой в инвестиционную сторону. Более длительные по сравнению с кредитными схемами сроки, минимизация залогов и сроков оформления, в конечном итоге оказание специфических услуг, которые никогда не будут предоставлять банки, и формирует большую привлекательность лизинга.

Несмотря на то, что лизинговые компании в один голос заявляют об огромном спросе на лизинговые услуги, их доля в общем объеме внутренних валовых инвестиций пока не велика.

Считалось, что основным сдерживающим фактором активного развития лизинга до последнего времени был устаревший и несовершенный Закон “О лизинге” 1998 года. Действительно, новая редакция закона сняла известные противоречия с другим вышестоящими правовыми актами, в том числе Гражданским, Налоговым, Таможенным кодексами. К сожалению, на пути развития лизинга в Российской Федерации существуют и иные, не менее серьезные препятствия. Остановлюсь на двух из них. Прежде всего, это трудности обеспечения многих лизинговых компаний достаточным финансированием и специфические риски лизинговой деятельности в России.

Необходимо признать совершенно справедливыми претензии коммерческих банков к низкой капитализации лизинговых компаний. К сожалению, многие лизингодатели – лидеры рынка по объемам бизнеса не уделяют достаточного внимания капитализации собственных компаний. Безусловно, располагая минимальными собственными средствами, лизинговая компания рассматривается банком, как простой посредник между ним и конечным получателем финансовых ресурсов. Такая ситуация фактически не минимизирует, а увеличивает для банка степень риска по сделке, в виде непрозрачности лизингополучателя, или требует одновременного изучения лизинговой фирмы и лизингополучателя, что серьезно увеличивает расходы по оформлению сделок. Вместе с тем серьезные, особенно крупные и давно работающие компании целенаправленно увеличивают собственный капитал. Темпы его прироста в течение последних четырех лет можно сравнить с темпами прироста лизинговых сделок.

В такой ситуации просматриваются две возможные схемы кредитования лизинговых компаний.

………

Несмотря на постоянное совершенствование правовой базы о лизинге, остаются проблемные вопросы, требующие законодательного разрешения. Спорным является вопрос об определении  и выделении  лизинга в качестве самостоятельной правовой категории, причем в критических замечаниях некоторых авторов, понятия «лизинг» и «договор лизинга»  используются как равнозначные, другие не поддерживают  данную позицию

Нынешняя редакция в ст.2 ФЗ  понимает под лизингом совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Вследствие этого возникает  неясность по моменту разграничения правового и экономического аспектов. Таким образом, как правильно было отмечено, в отечественном законодательстве возобладал подход к понятию лизинга, как к экономико-правовой категории. В таком случае справедливо возникает вопрос о необходимости использования категории лизинга  на законодательном уровне и обоснованности ее выделения в соответствующих нормативно правовых актах. На наш взгляд,  использование  понятия лизинга в ФЗ как отдельной категории необоснованно: данное явление возникло как правовая форма, оформляющая арендные отношения.  Поэтому законодатель, обособляя приведенное понятие,  возможно,  пытался акцентировать внимание именно на экономическом аспекте. В таком случае  несколько нелогичным  представляется приобщение к  формулировке, раскрывающей   понятие лизинга, конструкции «правовых отношений»,  неотъемлемо связанных с понятием договора лизинга.

………

На данный момент можно выделить две причины проблем в лизинге: субъективную и объективную.

В первом случае проблема связана с необоснованным произволом налоговых органов. Путь выхода из этой проблемы лишь один – навести порядок тут смогут лишь вышестоящие инстанции.

Вторая проблема связана с тем, что субъективизм налоговых органов основывается на недостатках правовой базы. В этом случае необходимо совершенствование правовой базы, причем с участием самих лизинговых компаний. Дело в том, что до сих пор договоры составляются без четкого понятия основных терминов. Это и приводит к разногласиям между лизинговыми компаниями и налоговыми органами. Самые главные проблемы лизинга на сегодня – зачет НДС, выкупная цена предмета лизинга и налог на имущество.

………

Основной проблемой российских компаний является отсутствие на рынке «длинных» денег. Для ее решения приходится выходить на международные рынки капитала, что вынуждает проводить комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности компаний: готовить аудит по МСФО, увеличивать собственный капитал, диверсифицировать отраслевой портфель, снижать концентрацию риска на заемщика.

3.2 Развитие лизинга в РФ

Лизинг в России перестает быть диковинкой. Этап его становления (он пришелся на 90-е годы прошлого века) пройден, сейчас идет развитие отрасли.

Значительным препятствием для развития лизингового рынка в России является не полностью сформировавшаяся инфраструктура этого рынка. Это касается и недостаточно согласованного законодательства, и неразвитости вторичных рынков оборудования, и отсутствия опыта взаимодействия по лизинговой схеме у инвесторов и лизингополучателей.

……..

Основными причинами, которые сдерживают развитие лизинговой отрасли, являются:

  1. Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние очень часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих, учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит лизинговую компанию.

  2. Дороговизна кредитных ресурсов.

  3. Жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц. В связи, с чем одно из важных преимуществ лизинга, при котором объект лизинга выступает в качестве обеспечения сделки, сводится на нет, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг.

  4. Отсутствие вторичного рынка оборудования.

  5. Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства.

  6. Недостаточная квалификация кадров.

Несмотря на это, лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса и это связано со следующим:

  1. Мировой опыт показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15-20%, а в некоторых странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.

  2. Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для нашей экономики.

  3. Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность, по мере возможности, создаются благоприятные условия для его развития. Приняты: Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 г. №164-ФЗ. и 25 глава Налогового Кодекса РФ.

  4. Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, т. к. используется исключительно для покупки основных средств, которое, к тому же, выступает обеспечением сделки.

  5. Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.

………

Проанализировав факторы, влияющие на развитие российского лизингового рынка, можно отметить, что ключевым аспектом, определяющим тенденции развития рынка, является ликвидность лизингового оборудования. Основной тенденцией развития российского лизингового рынка остается развитие секторов, наиболее надежных с точки зрения инвестора. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Именно ликвидность оборудования и становится определяющей для развития тех или иных сегментов лизингового рынка. Характером проектных рисков определяются и те инвесторы, которые финансируют этот проект.

Для снижения остроты указанных рисков возможны два варианта действий. Специализация лизинговой компании на определенном узком сегменте оборудования. Данная мера позволяет компетентно ориентироваться в сложившейся конъюнктуре, как поставщиков, так и потребителей, а при известных обстоятельствах и влиять на нее. Кроме того, подобный подход позволяет применить так называемую схему “мокрого лизинга”, предусматривающую наличие у лизинговой компании технической базы для обслуживания оборудования в период действия лизингового договора, а при необходимости его ремонта, модернизации и предпродажной подготовки.

В качестве другого варианта снижения риска финансовых потерь при продаже предмета лизинга при расторжении договора можно рассмотреть отказ лизинговых компаний от работы с технически сложными и несерийными образцами продукции не имеющими развитого вторичного рынка. Однако при этом в значительной степени теряется общепризнанная в мировой практике суть лизинга, предусматривающая переход при помощи этого финансового механизма на более совершенные, а соответственно, и более сложные технологию и технику.

………

Заключение

Термин "лизинг" происходит от английского глагола "to lease" и характеризует экономико-правовые отношения, действия сторон, складывающиеся по поводу сдачи имущества внаем или в аренду.

Лизинговая деятельность в нашей стране является одним из видов инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Другими словами, суть лизинга заключается в инвестировании лизингодателем временно свободных собственных и(или) привлеченных финансовых средств в экономику лизингополучателя. При этом лизингодатель приобретает в собственность обусловленное договором имущество (основные фонды) у определенного продавца и предоставляет это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование и в соответствии с действующим российским законодательством — для предпринимательских целей.

В новой редакции Закона о лизинге (ст. 7) по сфере рынка
выделяется только две формы лизинга: внутренний и международный.

Также и выделены другие виды лизинга:

По типу имущества

По степени окупаемости имущества

По характеру лизинговых платежей

Развитие рынка лизинговых услуг сталкивается с рядом серьезных ограничений объективного и субъективного характера (недостаточная развитость фондового рынка, неготовность участников к восприятию лизинговой парадигмы и др.)

Лизинг, наряду с кредитованием, является одним из наиболее эффективных инструментов воспроизводства основных фондов. На фоне нехватки «длинных» денег в банковском секторе, где срок кредита составляет в среднем 1–1,5 года, ряд налоговых льгот и более длительные сроки по договорам лизинга (в среднем 3–4 года) способствуют развитию рынка лизинга в России. В результате доля новых лизинговых контрактов в объеме инвестиций в основной капитал за пять лет выросла более чем в два раза.

Объем реального нового бизнеса в 2006 год составит около 9-10 млрд. долларов, а доля лизинга в ВВП - порядка 2%. Объем полученных за год лизинговых платежей составит 3,5-5 млрд. долларов, объем профинансированных средств не менее 7-8 млрд. долларов.

В настоящий момент рынок демонстрирует временное замедление темпов роста. В 2006 году рекордно низкими - всего 20% - оказались темпы прироста лизинговых платежей. Однако, судя по увеличению темпов прироста профинансированных средств, составивших порядка 60% за год, можно говорить об ускорении темпов роста уже в 2007-2008 гг.

Объектом исследования выступает ЗАО «Руссо», созданная в 1999 году является одной из крупнейших торговых компаний на рынке лакокрасочной продукции в Российской Федерации. На рынке с 1992 года.

Приоритетным направлением в настоящее время является производство. Доля продукции собственного производства в общем объеме поставок составляет порядка 50%.

После принятия ЗАО «Руссо» решения о необходимости приобретения автомобиля, возникает вoпpoc: за счет каких средств это можно сделать.

Существует три основных способа:

прямая покупка за счет собственных средств;

приобретение за счет кредитных средств;

приобретение в лизинг.

При приобретении оборудования за счет собственных средств технология реализации сделки представляется наиболее простой. В данном случае покупатель оплачивает продавцу технику напрямую и в течение оговоренного времени получает ее. Срок реализации сделки зависит в основном от наличия техники у продавца и наличия денег у покупателя.

При приобретении оборудования за счет кредитных средств ситуация заметно осложняется.

Во-первых, при обращении в банк необходимо подготовить внушительный комплект документов;

во-вторых, деньги банк выдаст только при наличии твердого залогового обеспечения (составляющего до 200% от испрашиваемого кредита);

в-третьих, если банк и примет положительное решение о кредитовании, срок с даты обращения в банк до момента выдачи денег может составить 2—3 месяца.

Сделка по лизингу оборудования в ЗАО «Гознак-лизинг» заключается в течение 10—15 дней с даты предоставления клиентом необходимых документов. В случае устойчивого финансового положения клиента для реализации сделки не требуются дополнительные залоги, гарантии или поручительства третьих лиц. Весь комплекс работ по оформлению сделки берет на себя лизинговая компания, в результате клиент получает уже застрахованную технику или оборудование.

Таким образом, эффективность лизинга для компании очевидна, самым худшим вариантом приобретения автомобиля является кредит, так как предприятие переплачивает более 50% средств затрачиваемых на лизинг.

Покупка грузового автомобиля за счет собственных средств также не целесообразна, хотя и по сумме затрат меньше кредитных средств.

Основными причинами, которые сдерживают развитие лизинговой отрасли, являются:

  1. Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние очень часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих, учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит лизинговую компанию.

  2. Дороговизна кредитных ресурсов.

  3. Жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц. В связи, с чем одно из важных преимуществ лизинга, при котором объект лизинга выступает в качестве обеспечения сделки, сводится на нет, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг.

  4. Отсутствие вторичного рынка оборудования.

  5. Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства.

  6. Недостаточная квалификация кадров.

Несмотря на это, лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса и это связано со следующим:

  1. Мировой опыт показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15-20%, а в некоторых странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.

  2. Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для нашей экономики.

  3. Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность, по мере возможности, создаются благоприятные условия для его развития. Приняты: Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 г. №164-ФЗ. и 25 глава Налогового Кодекса РФ.

  4. Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, т. к. используется исключительно для покупки основных средств, которое, к тому же, выступает обеспечением сделки.

  5. Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.

Несмотря на постоянное совершенствование правовой базы о лизинге, остаются проблемные вопросы, требующие законодательного разрешения.

Еще одним проблемным моментом,  затрагивающим предмет лизинга, является вопрос  о переходе на него права собственности. ГК не регламентирует данный вопрос, что же касается ФЗ, то последний посвящает этому отдельную статью.

Основной проблемой российских компаний является отсутствие на рынке «длинных» денег. Для ее решения приходится выходить на международные рынки капитала, что вынуждает проводить комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности компаний: готовить аудит по МСФО, увеличивать собственный капитал, диверсифицировать отраслевой портфель, снижать концентрацию риска на заемщика.

Проанализировав факторы, влияющие на развитие российского лизингового рынка, можно отметить, что ключевым аспектом, определяющим тенденции развития рынка, является ликвидность лизингового оборудования. Основной тенденцией развития российского лизингового рынка остается развитие секторов, наиболее надежных с точки зрения инвестора. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга.

Проблема корректировки законодательства, которая была затронута выше, не может быть решена силами одной лизинговой компании. К сожалению, некоторые корректировки Налогового кодекса и Закона “О лизинге”, разрабатывавшиеся в стенах Российской ассоциации лизинговых компаний, не нашли своего логического завершения, не говоря уже о внесении более радикальных изменений, которые насущно необходимы лизинговому сообществу для развития.

Первоочередной задачей для использования этих возможностей становится развитие информационной инфраструктуры российского лизингового рынка. Для этого необходимы усилия всех участников лизингового рынка - это признают руководители ведущих рыночно ориентированных лизинговых компаний.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1,2,3. (с изменениями). // www.garant.ru

  2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изменениями от 26 июля 2006 г.)

  3. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей
    (утв. Минэкономики 16 апреля 1996 г.)

  4. Адамов Н. А. Лизинг: правовые и эконом. основы, особенности бухучета и налогообложения. - CПб. : Питер, 2005. - 128 с.

  5. Газман В. Д. Финансовый лизинг: учеб. пособие . - М. : ГУ ВШЭ, 2005. - 392 с.

  6. Горемыкин В.А.Лизинг: Учеб. для вузов - М. : Дашков и К, 2003. - 944 с.

  7. Рзаев А.М. Лизинг в России: становление и развитие / М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. 2002. – 43 с.

  8. Черкашин Г.М.Основы лизинга: краткий курс лекций / . - Оренбург : Электа, 2003. - 60 с.

  9. Шабашев В. Лизинг: основы теории и практики: Учеб. пособие. -2-е изд.2005. - 184c.

  10. Алексеев А.Лизинг в России: пророка нет в отечестве своем?  // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - N 2. -  С. 66-71

  11. Бутузова Н. Развитие лизинга в РФ: нынешнее состояние, проблемы и перспективы //Международные банковские операции.2006. №3. – с.10

  12. Войко Д. В. Лизинг как форма финансирования инвестиционной деятельности организаций  // Аудиторские ведомости. - 2006. - N 12. - С. 25-32.

  13. Газман В. Д. Развитие лизингового бизнеса России и его концентрация  // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 9, N 4. - С. 451-478.

  14. Газман В. Д. Развитие лизингового бизнеса России и его концентрация / В. Д. Газман // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 9, N 4. - С. 451-478

  15. Горемыкин В.А. Правовые основы лизинговых отношений //Финансовый менеджмент. 2003. - №2. – с.19

  16. Горемыкин В.А. Правовые основы лизинговых отношений //Финансовый менеджмент. 2003. - №3. – с.7

  17. Горемыкин В.А.Организационное и методическое обеспечение лизингового процесса//Финансовый менеджмент . 2003. - №5. –с.9

  18. Ермакова Ж. А.Лизинг как механизм инвестиционного обеспечения перевода экономики региона на высокотехнологичный уровень// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - N 1, Т. 1. - С. 165-171.

  19. Клен Н. Лизинговые сделки  // Аудит и налогообложение. - 2004. - N 8. - С. 20-26.

  20. Клисенко Д.В.  Проблемы развития лизинга в РФ // Финансы. - 
    2004. - N1. - С.77.

  21. Клисенко Д.В.Проблемы развития лизинга в РФ // Финансы. - 
    2004. - N1. - С.77.

  22. Кудашкин П. Лизинг: инвестиционный потенциал / П. Кудашкин // Автомобильные дороги. - 2005. - N 6. -  С. 46-47.

  23. Лизинг в России – 2006. рейтинговое агентство Эксперт // www.raexpert.ru/

  24. Лужанский Б. Е.Оценка стоимости лизинговых отношений  // Вопросы оценки. - 2004. - N 1. -  С. 54-68.

  25. Ляскавка В.В. Основные проблемы современного рынка лизинга//Банковское кредитование. 2006. - №1. – с.15

  26. Малафеева М.В. Методология оценки эффективности лизинговых операций // Финансы и кредит. - 2003. - N3. - C.48-61.

  27. Петров И. А. Лизинг: его возможности и преимущества для предприятий // Энергия: экономика, техника, экология. - 2005. - N 11. - С. 28-33.

  28. Скрынник Е. Б. Развитие рынка лизинга в России: факторы и тенденции / // Деньги и кредит. - 2006. - N 1. - С. 60-63.

  29. Строкова Л.С. Лизинг - реальный путь к успеху в бизнесе (, "Банковское кредитование. 2006. - №1. – с.20

  30. Ткаченко М. Проблемы и перспективы лизинга. //Лизинг Ревю. 2005. - №6. – с.11

  31. Шарманова И.А. Старые проблемы нового лизинга //Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. - №5. – с.17

  32. Шаталов С. Основные и организационные отношения в лизинге // Налоги. 2006. Декабрь. №48 (506). С. 1, 5 – 7

  33. Шишки, В. Ю. О лизинговых платежах / В. Ю. Шишкин, Д. В. Лапшина // Налоговый вестник. - 2005. - N 8. -  С. 150-153.

  34. Юсупова А. Т. Структура рынка лизинговых услуг в России: анализ, характеристики, основные тенденции  // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 9, N 3. - С. 378-400

  35. Пискунов Н. Некоторые правовые проблемы лизинга: Доклад на Международной студенческой научной конференции «Глобализация и право: Общепризнанные принципы и нормы национального законодательства»// law.edu.ru

  36. Ретуев А.В. Перспективы развития финансового лизинга в РФ. //www.cfin.ru


Приложение 1 Самые крупные лизинговые компании РФ

……..

3.144.212.145
Каталог готовых работ -> Финансы ->Диплом Лизинг как форма финансирования капитальных вложений
*доставка осуществляется сразу же после зачисления средств платежной системой Yandex kassa. Для банковских карт - 5 мин, платежные терминалы Элекснет- 1 минута (терминалы Qiwi - 2 часа), электронные деньги через кассы обмена - 5 минут, Яндекс.деньги - 1 минута.
Лизинг как форма финансирования капитальных вложений

У меня вы можете заказать курсовую , диплом или реферат , а также купить курсовую , диплом или реферат из моего каталога готовых курсовых , дипломов и рефератов. Для каждой работы в каталоге можно скачать краткое содержание курсовой , диплома или реферата.



Если вы не нашли в каталоге подходящую вам тему, вы можете заказать у меня реферат, курсовую или диплом на нужную вам тему. Также я могу написать преддипломную практику , отчет по практике и доклад к диплому.


Самые популярные работы
4 Отчет по практике "Производственная практика"
Заказать Купить
3 Отчет по практике " Комплексный анализ и оценка финансового положения предприятия"
Заказать Купить
3 Отчет по практике "Производственная практика на примере строительной фирмы"
Заказать Купить
Мои партнеры: