Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Понятие личности 5
1.2 Личность и её развитие 11
ГЛАВА 2. АКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 14
2.1 Понятие воображения и его роль 14
2.2 Активное воображение 19
2.3 Роль активного воображения в развитии личности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Она представлена человеку в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII - XIX вв., сфера исследований значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Активное воображение (Active imagination; aktive Imagination) - метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т.п.) с помощью определенной формы самовыражения.
Цель активного воображения - дать возможность услышать голоса тех аспектов личности (в особенности анимы/анимуса и тени), которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты - рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т. п. - не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания. Термин "активное воображение" был впервые использован Юнгом в 1935 году в его знаменитых Тавистокских лекциях прочитанных в Лондонской клинике, для описания состояния воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit): свободной мечтательности, грез, фантазмов, сновидений наяву.
Целью данной работы является рассмотрение роли активного воображения в развитии личности.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
-
рассмотреть понятие личности;
-
рассмотреть личность и её развитие;
-
рассмотреть понятие воображения и его роль;
-
рассмотреть активное воображение;
-
рассмотреть роль активного воображения в развитии личности.
Предмет исследования: активное воображение.
Объект исследования: личность.
Заключение
Объектом нашего исследования было воображение. Мы стремились выявить
его место и роль в структуре познания. Анализ воображения связан с трудностями,
обусловленными его своеобразием, так как оно переплетается со всеми видами
познания.
Воображение есть способность субъекта продуцировать новые образы. Оно
рождается из потребностей соотносить непосредственно доступное человеку с тем,
что прямо ему не дано. Основания для возникновения и развития воображения
раскрываются при анализе процесса целеполагания. Выдвижение целей,
целеполагание и воображение взаимосвязаны. Прежде чем создать что-либо,
субъект предваряет результат идеально в виде плана. В цели зафиксировано
значение создаваемого. Воображение формируется как познавательная
деятельность, позволяющая субъекту осуществлять целеполагание.
Действительная природа воображения понимается как форма отражения
действительности.
Воображение - это образ предметов и явлений, которые ранее
частично или полностью не воспринимались человеком. Основная его функция
состоит в преобразовании опыта в соответствии с целями, задачами и
потребностями человека. Характерная черта воображения состоит в том, что оно
является процессом сознательным в своей основе, протекающим при активной
деятельности субъекта и подчиненным осознаваемой задаче - научной,
художественной, практической. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную
игру ума, необходимо соблюдение субъектом ряда ограничительных условий.
В самом широком смысле воображение можно определить как процесс
преобразования наглядных образов на основе логических понятий и формирования
образов ранее частично или полностью не воспринимавшихся явлений. Особенность
структуры воображения состоит в том, что в нем обязательно имеет место
органическое единство чувственного и логического моментов. Поскольку функции
воображения состоят в конструировании идеального объекта, оно (воображение)
включает в себя логическую деятельность.
Воображение существует в связи с наглядным образом при ведущей роли мышления, которое рассматривается как программа, определяющая течение процесса преобразования наглядного образа.
Воображение выступает как познавательная деятельность, осуществляемая на
основе мысленной программы, фиксирующей цели и задачи субъекта и
позволяющей формировать как наглядные образы, так и понятия посредством
синтеза чувственного и логического. Деятельность воображения связана проблемной ситуацией. Ее разрешение состоит в создании некоторого предвосхищения искомого решения путем построения гипотез, планов. Важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему средствам формирования нового знания.
Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как
один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения
новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую. Эти эвристические
функции воображения исследуются в работе на ряде процедур научного познания:
гипотезе, наглядном моделировании, умственном эксперименте.
Список литературы
-
Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива. Проблема субъекта в психологической науке. Отв. ред. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Дружинин В.Н. - М.: Изд-во «Академический Проект»,2000г.
-
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология личности: сборник статей. Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии»; - М.: 2001г.
-
Брушлинский А.В. Воображение и познание. // Вопросы философии. – 1997г. -
№11.
-
Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения.
- М., 1956г. Пер М. 2001г.
-
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2000г.
-
Немов Р.С. Психология: Учеб. Для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС 2003г – кн. – 1: общие основы психологии.
-
Рогов Е. И. «Психология человека» – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999г.
-
Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М., 1940г.
-
Столяренко Л. Д. « Основы психологии» – Ростов – на – Дону; издательство «Феникс», 1997г.
-
Петровский А. В, Ярошевский М. Г. «Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений» – 2-е изд., стереотип. – М.; издат. центр « Академия»; Высшая школа , 2001г.
3.89.200.155
|