Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ 5
1.1 История развития семьи и особенности воспитания 5
1.2 Причины кризиса современной семьи 9
1.3 Особенности процесса социализации в семье 17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ 23
2.1 Воспитательный потенциал современной семьи 23
2.2 Анализ проблем современной семьи и оказание ей социально-педагогической поддержки 29
2.3 Основные направления социально-педагогической деятельности с семьей и формы работы социального педагога с семьей 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение
Начало XXI века в России характеризуется кардинальными изменениями в экономической, культурной, социально-политической жизни граждан.
С одной стороны, нарастающие процессы демократизации и гуманизации общества усиливают стремления подрастающего поколения к свободе, независимости, самостоятельности, но, с другой стороны, всё более проявляются тенденции деформированной социальной стратификации, ведущей к социальному неравенству людей, росту неформальных структур, в которых состоят подростки, в том числе и в структурах с откровенно криминальной направленностью.
Данная ситуация осложняется тем, что многообразие социальных проблем в настоящее время, значительно повлияло и продолжает оказывать своё негативное воздействие на семью как основной и первичный институт социализации подростков. Невозможность огромного количества семей приспособиться к реалиям современной жизни, снижение адаптационных возможностей семьи, расслоение семей по уровню материальных доходов- эти и многие другие негативные факторы прежде всего дестабилизируют её основные функции. Так, например, бедность семей ограничивает воспитательную функцию родителей: чем больше они заняты обеспечением достойного существования, тем меньше у них остаётся свободного времени, душевных и физических сил для общения со своими детьми.
Социальное неблагополучие семей, падение их жизненного уровня, криминализация социальной среды - всё это способствует росту опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденций, ведущих к формированию у подростков девиантного поведения. Игнорирование в перестроечный период процесса воспитания со стороны школы и со стороны родителей, когда большинство семей были заняты только одним делом – выживанием, безнадзорность подостков и ряд других факторов привели к тому, что из года в год стало увеличиваться количество «трудных» подростков. Сейчас «дети перестройки» сами становятся родителями с неопределёнными духовными ориентирами: многие из них прошли через систему «отсева», не получив должного воспитания, так как попросту были не нужны в «новых» школах. Очевидно, что число подростков с риском социальной дезадаптации растёт и им необходима комплексная педагогическая помощь.
Проблема исследования: создание материалов по комплексной педагогической поддержке подростков, которые способствовали бы не только введению их в самостоятельную жизнь, но и положительно влияли на качество их дальнейшей жизни. Разработка педагогических основ профессиональной подготовки педагогов общеобразовательных и специализированных учебно-воспитательных учреждений разных статусов – педагогов - тьюторов, педагогов – организаторов проектной деятельности, семейных психологов, провайдеров семейного досуга – к профилактической работе с подростками из неблагополучных семей.
Цель: определение основных направлений социально-педагогической деятельности с семьей и формы работы с ней социального педагога.
Объект исследования: процесс социализации в современной семье (воспитательный потенциал семьи).
Предмет исследования: взаимодействие соц. педагога с семьей.
Гипотеза: своевременная социально-педагогическая помощь семье позитивно влияет на процесс социализации ребенка в ней.
Задачи:
1. Изучение научной литературы по теме исследования.
2. Выявление особенностей социализации в современной семье.
3. Исследование необходимых условий для создания благоприятного микроклимата в семье, способствующего успешной совместной работе.
4. Изучение современного кризиса семьи.
Заключение
Работа с подростками из неблагополучных семей, является одним из стратегических направлений современного образовательного процесса. Новая экономическая реальность, в которой оказалась наша стана, стала причиной неблагополучия многих семей и детей.
С целью внесения посильного вклада в решение этой проблемы и было проведено данное исследование по теме «Социально-педагогическая поддержка подростков, находящихся на воспитании в условиях неблагополучной семейной микросреды».
В соответствии с поставленными задачами исследования была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме. Были выявлены факторы риска социального неблагополучия:
-
клинические факторы, являющиеся определяющими в формировании дизонтогенеза подростка;
-
социально обусловленные виды нарушений и непатологические отклонения развития;
-
семейная микросреда как основной и первичный фактор, оказывающий решающее значение на формирование поведения ребёнка;
-
информационный фактор также должен учитываться в настоящее время – время перехода к постиндустриальному и информационному обществу;
-
социальный фактор.
Таким образом, риск социальной дезадаптации подростков создаёт совокупность факторов при первичности семейного микросоциального фактора.
После тщательного экспериментального изучения особенностей воспитания подростков из неблагополучных семей, мы пришли к выводу, что необходимо создать такую модель педагогической поддержки, которая бы компенсировала недостатки семейного воспитания и способствовала бы успешной адаптации учащихся в социуме. В связи с этим мы создали модель комплексной педагогической поддержки на основе трёх главных факторов:
-
предметы гуманитарного цикла;
-
внеклассная и внешкольная деятельность подростков;
-
влияние семьи, родителей на подростка.
Далее мы определили содержательный компонент комплексной педагогической поддержки, формы и методы работы с подростками, обозначили необходимых специалистов, способствующих реализации данной модели.
Уроки гуманитарного цикла и внеурочная деятельность по гуманитарным предметам являются важными факторами, способствующими развитию ценностного отношения к изучаемому предмету и выработке нравственных смыслов. Эффективность воздействия данного фактора возможна только в том случае, когда учитель научится вести диалог с учеником. Именно диалог с воспитанником является уникальным инструментом педагогической поддержки формирующейся личности. Диалог – это конфиденциальное сотрудничество двух субъектов: студента и преподавателя. Диалог со взрослым другом необходим подростку, особенно, в сложные моменты жизни, когда родители не обращают внимания на его проблемы, да и просто редко разговаривают с ним, поглощённые своими проблемами. Через диалог подросток учиться эффективно, взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других, усваивать нравственные нормы и ценности.
Анализ работ свидетельствует, что на сегодняшний день почти нет исследований, посвящённых взаимодействию педагогов, учителей с неблагополучными семьями подростков.
Таким образом, комплексная педагогическая поддержка подростков должна быть основана на использовании тех ресурсов, которые заложены в самом образовательном процессе.
Список литературы
-
Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2000.- 512с.
-
Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М.: Издательство политической литературы, 1985.- 238с.
-
Алкоголизм: (Клинико – терапевтич., патогенет. и судеб.- психиатр. аспекты).Сб.научн.тр./ВНИИ общ. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского; Под ред. Г.В. Морозова.- М.: Б.и., 1982.-128с.
-
Балакина Л.Л. Педагогические приёмы организации диалога на уроке: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Томск, 2000.- 20с.
-
Бекетова И.И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Ставрополь, 2001.- 12с.
-
Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков: Межвузовский сборник научных трудов / Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена; [Редкол.: Л.М. Шипицина и др.]. – Л.: ЛГПИ, 1989. – 108с.
-
Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация // Социологические исследования.- 2001.-№9.-С.68-76.
-
Волкова Е. Трудные дети или трудные родители.- М.: Профиздат,1992.-95с.
-
Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян // Социологические исследования.-2001.- №6.- С.59-66.
-
Ганаева Е.А. Формирование когнитивно- коммуникативных умений подростков в историко- краеведческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед наук.- Оренбург, 1999.- 15с.
-
Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учебное пособие / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов; Свердлов. инженер.- пед. ин-т. - Свердловск: СИПИ, 1987.- 75с.
-
Додонов Б.И. «Здравый смысл» и наука о воспитании. // Советская педагогика. – 1968.- № 1. – С.132-141
-
Дольто Ф. На стороне ребёнка. – СПб.: Изд. «Петербург – XXI век», 1997.- 527с.
-
Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 140с.
-
Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания.- 2000.- 36с.
-
Звягинцев В.В. Ролевые конфликты подростков в институтах социализации реформируемой России: Автореф. дис. канд. социол. наук.- Новосибирск, 2000.- 18с.
-
Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.- София: Медицина и физкультура,1981. – 191с.
-
Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997.- 640с.
-
Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 320 с
-
Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве// Педагогика.- 2000.- №6.- С.35-39.
-
Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.-Киев: Вища школа, 1981.-238с.
-
Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. – 1998.- №1.- С. 32-40.
-
Черноушек М. Психология жизненной среды. – М.: Мысль, 1989.-174с.
3.145.166.7
|