Содержание
Введение 2
1. Теоретические основы налоговой системы РФ 4
1.1 История развития налогового законодательства 4
1.2 Сущность налогов и сборов в налоговой системе РФ 9
1.3 Принципы и функции налогообложения в Российской Федерации 14
2. Структура налоговой системы РФ 18
2.1 Федеральные налоги 18
2.2 Региональные налоги 23
2.3 Местные налоги 25
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Введение
Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".
Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.
В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.
Цель работы состоит в изучении налоговой системы РФ, ее принципов и функций.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ формирования налоговой системы РФ, а именно история развития, принципы и функции налогообложения
- проведение анализа структуры налоговой системы
- обоснование проблем, существующих в налоговой системе РФ и перспективы развития налоговой системы России.
Рассматривая проблемы формирования налоговых поступлений, следует не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.
Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов, как: Пепеляева С.Г, Шаталова., Алиева Б.Х., и другие источники.
А также законодательная база: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, закон «О налоге на имущество физических лиц», сайт Минфина РФ, и другие источники.
1. Теоретические основы налоговой системы РФ
1.1 История развития налогового законодательства
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.
На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.
Развитие государственности объективно требовало замены "случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.
Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
……
1.2 Сущность налогов и сборов в налоговой системе РФ
Налог - необходимое условие существования государства.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает важнейшую обязанность каждого лица - уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 8 Кодекса налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Вместе с тем, налогоплательщику в ряде случаев предоставляется право выбора системы и условий налогообложения. Например, это касается упрощенной системы налогообложения.
Налоги выполняют следующие функции:
1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;
2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других.
В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса.
Выделяют следующие элементы налоговой системы:
-
объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
-
субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
-
источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
-
ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
-
налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
-
срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
-
правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
……….
1.3 Принципы и функции налогообложения в Российской Федерации
Понятие принципов налогообложения. Латинское слово princepium переводится как "основа", "первоначало". Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налога и др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Формирование и эволюция принципов налогообложения прошли ряд этапов. В процессе развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных положений и правил. Данные положения и правила закрепляются законодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем, превращаются в "руководящие идеи", в экономические и политико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельность законодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сфере налогообложения.
Принципы налогообложения существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание.
1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком.
……….
2. Структура налоговой системы РФ
Налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
От содержания, гибкости, эффективности налоговой системы и соответствия уровня развития и состояния экономики зависит экономический рост и благосостояние народа. Именно поэтому, во всех странах мира, огромное внимание уделяется формированию налоговой системы.
Как уже было отмечено выше по принадлежности к уровню власти и управления налоги подразделяют на федеральные, региональные и местные.
……..
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ
Формирование доходной части бюджета связано с определенным кругом проблем, связанных с налоговыми поступлениями.
Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют такие показатели как:
- степень собираемости налогов;
- степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;
- размер убытка или дохода от действия той или иной налоговой льготы.
Основными причинами проведения налоговых реформ являются рост поступлений налоговых доходов в бюджеты страны. Чего можно добиться путем увеличения ставок налогов, а также внедрением дополнительной группы налоговых доходов.
Однако повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от уплаты налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений.
В настоящее время в России имеет место проблема нестабильности налоговой системы, в которую законодательно вносятся изменения и поправки, имеющие обратную силу, ликвидируются введенные ранее привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение принципа стабильности ставок налогообложения и правил взимания прямых налогов. Несоблюдение этого принципа приводит к неверному исчислению налогов плательщиками из-за невозможности уследить за слишком частыми изменениями налогового законодательства. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет. При этом обо всех планируемых изменениях налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия.
Серьезной проблемой в современный период остается и сложность исчисления многих прямых налогов. Нужно сделать простым и ясным порядок исчисления налогов.
В настоящее время, наряду с имеющимися проблемами, все чаще заявляет о себе проблема воспитания налоговой культуры, законопослушания наших сравнительно «молодых» налогоплательщиков. Сегодня уровень налоговой культуры остается низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения в крупных и особо крупных размерах.
Основным методом выявления налогоплательщиков, уклоняющихся от налогов и укрывающих доходы от налогообложения, является документальная проверка налогоплательщиков. В этих целях осуществляется соответствующая подготовка кадров налоговых служб, разрабатываются необходимые методические указания о порядке проведения проверок, выборе объектов налогообложения для проверок.
Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с «отмыванием» капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными. Переломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.
От решения описанных проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.
………..
Заключение
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.
Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
От содержания, гибкости, эффективности налоговой системы и соответствия уровня развития и состояния экономики зависит экономический рост и благосостояние народа. Именно поэтому, во всех странах мира, огромное внимание уделяется формированию налоговой системы.
Как уже было отмечено выше по принадлежности к уровню власти и управления налоги подразделяют на: федеральные, региональные и местные.
В работе рассмотрены налоги по данной классификации, в частности в соответствии с Налоговым кодексом указаны их плательщиками, объекты налогообложения, период и ставки уплаты налогов.
В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации механизм исчисления и взимания налогов остается крайне несовершенным, что неизбежно приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Это проявляется в том, что для современной налоговой системы характерно много проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность, что в свою очередь, неизбежно ведет к укрывательству доходов многими налогоплательщиками и, в конечном счете, потерям бюджета.
Основными причинами проведения налоговых реформ являются рост поступлений налоговых доходов в бюджеты страны. Чего можно добиться путем увеличения ставок налогов, а также внедрением дополнительной группы налоговых доходов.
Для экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая устойчивость. Только в таких условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты. Создание и поддержание таких условий — главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны.
Среди наиболее важных направлений дальнейшего совершенствования российской налоговой системы необходимо отметить следующие:
Завершение работы над Налоговым кодексом Российской Федерации. Прежде всего, это касается регулирования ряда налогов, взимание которых в настоящее время регламентируется иными законодательными актами, в частности, некоторых имущественных налогов.
Совершенствование налогового администрирования. Решение проблемы уклонения от налогообложения лежит по большей части в области совершенствования налогового администрирования и деятельности правоохранительной системы, а не изменения норм, регулирующих взимание отдельных налогов.
Основные направления совершенствования НДС лежат в плоскости приближения к международным стандартам, т.к. это позволит повысить эффективность и нейтральность налога, снизить административные издержки и издержки налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства.
Список использованной литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
-
Налоговый кодекс Российской Федерации
часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 13.03.2006)
-
Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 5.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями от 13.03.2006)
-
Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц" от 9 декабря 1991 г. N 2003-I (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
-
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р)
-
Алехин С. Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - № 15. - С. 51-54.
-
Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М., Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
-
Бельский К.С. Принципы налогообложения// Гражданин и право.2006. - №12. – с.11
-
Гаврилова Н. А. О транспортном налоге // Налоговый вестник. - 2005. - № 4. - С. 102-106.
-
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: М.: Издательство "Экзамен". 2005.- 679 с.
-
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - ЗАО Юстицинформ, 2005. – 478 с.
-
Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2005. – 240 с.
-
Матвеев С.Ю. Единый социальный налог в 2005 году. М. ЮНИТИ-ДАНА. - 2005. – 209с.
-
Об основных направлениях налоговой политики на 2007-2009 гг. // Налоги и налогообложение. - 2006. - N 5. - С. 4-18.
-
Официальный сайт Министерства Российской Федерации по налогам и сборам // www.nalog.ru
-
Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru
-
Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов //Налоговый вестник. 2002. №6. – с.17
-
Разгулин С.В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях. - Система ГАРАНТ, 2003 г.
-
Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение. Учебник для Вузов. М. Финансы. 2005. – 752 с.
-
Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.
-
Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста. //Финансы. - 2005. - №2. -С. 3-6
-
Шувалова Е.Б., Сычева Е.И, Кучумова Е.Г., Лебедев И.Л., Шуртакова Т.А. Налоги и налогообложение, учебное пособие /Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – 260 с.
-
Щекин Д.М. Основные изменения налоговой системы России в 2005-2006 годах //Налоговед. 2005 . -№10.- С.4-9
3.142.198.129
|