СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Формационный (классовый, марксистско-ленинский) подход к 5
типологии государства. 5
2. Цивилизационный (культурологический) подход к типологии 11
государства 11
3. Политический режим, как основа типологии государства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30
ВВЕДЕНИЕ
«Типология государства» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права.
Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественноисторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.
Первые попытки рационально-теоретической типизации государства и права с позиции их социально-политической характеристики были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).
Актуальность исследования определила цель работы:
Цель работы – рассмотреть особенности типологии государства.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о формационном и цивилизационном подходе к типологии государств.
3. Рассмотреть сущность и специфику политического режима, как основу государства.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
-
Каждая последующая общественная формация логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высокоорганизованной формации.
Необходимо учитывать, что каждое государство и право развиваются в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства и права» абстрагируется от них и включает наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.
В настоящее время делаются попытки рассматривать в качестве самостоятельных формаций еще две: «азиатский способ производства» и «прафеодализм». Первый характеризуется как сочетание производительной активности сельских общин и экономического вмешательства государства, которое одновременно и управляет, и эксплуатирует сельские общины.
-
Типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
3. Как и другие составные части формы государства – форма правления и форма государственного устройства, государственный режим имеет непосредственную связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственный режим выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее функционирования.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
ЛИТЕРАТУРА
-
Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001. С. 55
-
Арбузкин А. Опыт разработки конститционно-правовой типологии государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 1. С.25-29
-
Венгеров А. Б. Теория государства и права. — М., 1998. С. 213-218
-
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Теория государства. М., 1995. С. 52-73
-
Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М., 1998. и второе издание: М.: Спарк, 2000. — 511 с.
-
Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. — М., 2000. С. 94
-
Общая теория государства и права / Под. ред. В. В. Лазарева. — М., 1995 и переиздания. С. 157
-
Рожкова Л.М. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984. С. 312
-
Теория государства и права / Под ред. Г. Н. Манова. 2002 С. 63
-
Теория государства и права / Под ред. Карельского и Перевалова. — М., 1998.С. 81-85
-
Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и Л. И. Малько. — М., 1998. и второе издание: М.: Юристъ, 2001. — С. 171-175
-
Формация и цивилизация // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 15
3.239.13.1
|