Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. САДК - ОСНОВЫ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ 5
2.ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ 11
3.ПРОБЛЕМЫ СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 22
4. МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САДК В ОБЩЕАФРИКАНСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение
Актуальность темы. В конце прошлого - начале нынешнего десятилетия многие государства Африки приступили к реформированию экономики на основе использования рыночной модели хозяйствования. Переходный этап осуществлялся на базе рекомендаций таких влиятельных международных организаций, как МВФ и МБРР.
Современные международные экономические отношения развивающихся стран характеризуются интенсивным развитием хозяйственных отношений между африканским странами. Это выражается в сближении их национальных хозяйств посредством становления и расширения экономического сотрудничества и усиления тенденций к интеграции. По своей природе этот процесс объективно необходим. Он вызван закономерными потребностями этих стран стимулировать развитие производительных сил, преодолеть экономическую отсталость и сократить унаследованную ими асимметричную экономическую зависимость от глобального центра, то есть развитых стран.
Тенденция и стремление к хозяйственному сотрудничеству отчётливо проявляется на африканском континенте, ныне находящемся на грани катастрофы. Этот континент является наиболее отсталым из всех континентов, здесь находятся 33 из 48 наименее развитых стран мира, в том числе 7 из них - члены САДК.
С окончанием холодной войны радикально изменилась роль Африки в международных отношениях. Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.
Представляют угрозу для Африканского континента и другие серьезные проблемы. Во всех странах южнее Сахары крайне остро стоит проблема СПИДа. Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Периодически нехватка продовольствия приобретала драматический характер в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Сьерра-Леоне. Чрезвычайные масштабы приняла и проблема беженцев. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (20 млн. человек).
Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ.
Необходимость в решении всех вышеперечисленных проблем стала толчком для создания Сообщества по развитию Южной Африки.
Преобразование Конференции по Координации Развития стран Южной Африки в нынешнее Сообщество Развития Южный Африки стало продолжением идей, появившихся в Монровийской Декларации и плане действий 1980 года.
Итак, в апреле 1980 г. на Юге Африки появилась первая региональная экономическая группировка стран Южной Африки. В нее вошли: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Свазиленд и Танзания и др. Они провозгласили создание Сообщества Развития Южной Африки (САДК).
Данная региональная организация создавалась по подобию ЕС, и свой "эволюционный" путь прошла от организации создаваемой на основе взаимных экономических интересов к организации с явно политико-военным уклоном. Это наглядно видно на примере урегулирования конфликтов в Анголе, ДРК и других странах членах Сообщества.
Основной целью работы является изучение проблем и перспектив интеграции стран - членов САДК.
Задачи:
-
Изучить особенности процессов региональной интеграции стран Юга Африки.
-
Определить место и роль ЮАР в системе регионального сотрудничества.
-
Изучить вопросы взаимодействия стран членов САДК с международными организациями, США и России.
Объектом исследования являются страны-члены САДК.
Предметом исследования работы является изучение основных проблем и направлений интеграции стран-членов САДК.
Заключение
Роль Африки в современных международных отношениях сложна и многогранна. Прекращение вооруженных конфликтов, создание условий для экономического возрождения и повышение эффективности иностранной помощи африканским странам являются на современном этапе ключевыми задачами в системе внешнеполитических приоритетов глобального развития. Но наметившиеся позитивные сдвиги на всех перечисленных направлениях не снимают с повестки дня многие другие вопросы, от решения которых будет зависеть формирование перспективных тенденций широкого международного взаимодействия в Африке и вокруг нее. Представляется, что в недалеком будущем мировое сообщество обратится к более активному поиску региональных решений демографических, экологических, энергетических и ряда других проблем Африканского континента. Новая сфера внешнеполитического взаимодействия может возникнуть в результате расширения связей африканских государств со странами Южной и Юго-Восточной Азии. Постепенно укрепляет свои позиции в Африке Япония, которая провела в Токио в конце 1998 г. представительную конференцию по проблеме капиталовложений. Продолжает расширяться на Африканском континенте влияние КНР, активно действующей как в политической, так и в торгово-экономической сферах. Политика России в Африке претерпела в 90-е годы очень существенные изменения. После окончания холодной войны российская дипломатия последовательно осуществляла отказ от конфронтационных и затратных аспектов своей практической деятельности, а в последние годы приступила к формированию новых долгосрочных приоритетов двустороннего и многостороннего сотрудничества на Африканском континенте.
В настоящее время одним из наиболее важных направлений политики России в Африке является участие в разблокировании кризисных ситуаций. Будучи членом Совета Безопасности ООН, Россия вносит вклад в выработку основ политического урегулирования конфликтов на Африканском континенте. Во второй половине 90-х годов активизировались также и двусторонние контакты российской и африканской дипломатии, сотрудничество со структурами ОАЕ. Периодически проводятся консультации по африканской проблематике, прежде всего в сфере миротворчества, с ведущими западными странами. Важную роль в подкреплении политико-дипломатических усилий России играют конкретные акции, проводимые по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и Министерства обороны. Россия неоднократно участвовала в проведении международных операций по поддержанию мира в Африке, участвовала в организации чрезвычайных поставок в различные районы Африки, предоставляла значительную гуманитарную помощь. Были заложены основы регулярного двустороннего сотрудничества между МЧС РФ и Секретариатом ОАЕ. В целом, несмотря на сложные условия, Россия в 90-е годы продолжала активно участвовать в формировании международного взаимодействия в Африке, внесла конструктивный вклад в обеспечение более стабильного международного климата и гармонизацию глобального развития на пороге третьего тысячелетия.
Список литературы
-
Африка в меняющемся мире. VII Всероссийская конференция африканистов. - М., 1998.
-
Африка. Региональные аспекты глобальных проблем / Отв. ред. С.А. Бессонов. -М. 1996.
-
Бельский В. Континент конфликтов // Международная жизнь. -1997.-№8.
-
ИТАР-ТАСС из Лондона, 29 февраля, 1992 г.
-
Неклесса А. Перспективы глобального развития и место Африки в новом мире //Мировая экономика и международные отношения. // -1995.-№8.
-
Фокеев Г. Африка. Правила игры //Азия и Африка сегодня. - 1992. -№5.
-
Фокеев Г. САДК // "Международная жизнь" - М., - 1993, №8
-
Бельский. Интеграция Южной Африки // "Международная жизнь" - М., - 1993, №1
-
Рашковский Е. Южная Африка. Земля отчаяния, земля надежды. // "Международная жизнь" - М., - 2003, №5
-
Лебедева Э. Цивилизация Южной Африки в современном мире " // Мировая экономика и международные отношения" - М., - 2004, №4
-
Житомирский В., Зима тревоги ихней или мудрость Манделы, "Новое
время", N 25, 1994 г.
-
Винокуров. // ДРК. Власть и оппозиция. // Компас №2, 2005.
-
Мартышин О. Привьется ли в Африке западная демократия? // Азия и Африка сегодня. - 1996. - № 8.
-
Меморандум о взаимопонимании между правительством Российской Федерации Сообществом развития Юга Африки об основах взаимоотношений и сотрудничестве. От 1 сентября 2003 г.
-
Материалы Международного валютного фонда, Economist Intelligence Unit, "Международная жизнь", Николаенко В., “Южная Африка: трудный путь обновления”, N10, 1991г.
-
Лебедева Э. // ««Страна - континент» и судьбы Южной Африки» // Пульс планеты 14.06.2002.
-
Дегтярев Д. // Экономика Южной Африки в начале XXI века // Пульс планеты 19.06.2002.
-
Лебедев Э., Эльянов А. // Южная Африка. // Пульс планеты № 6, 4.06.2002.
-
Эльянов А. // Современная Африка. Итоги и перспективы развития. // Пульс планеты 24.11.2003.
-
Шубин В. // Африканский ренессанс: концепция или лозунг? // Пульс планеты 29.12.2003.
-
Прокопенко Л. // Интеграция стран Южной Африки // Пульс планеты 29.11.2004.
-
Лебедева Э. // Кризис государства и традиционные институты. Эволюция в колониальной и постколониальной Африке. // Пульс планеты № 12. 14.12.2004
-
Марисс С. // Новая роль периферии после падения Берлинской стены: пример Африки. // Пульс планеты 29.12.2004.
-
Рашковский Е. // сраны САДК // Русские вести 2005 г.
-
Лебедева Э. // Интеграция САДК. //Российская газета № 2, 2005 гг.
-
Страны мира. Справочник. - М., 1993
-
Санди таймс "Спасение Африки зависит от колониальных держав" 02. 2003г.
3.145.186.6
|