Содержание
Введение 3
1. Законы и принципы социального управления 6
1.1 Законы социального управления 6
1.2 Ценностное воздействие в социальном управлении 17
2. Нормативы в социальном управлении 22
2.1Нормативное регулирование 22
2.2 Моделирование в управлении общественными делами 25
Заключение 31
Литературные источники 32
Введение
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.
Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.
Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.
Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.
Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широком значении слова.
В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.
Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человеческой деятельности: «Труд по надзору и управлению... непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда», возникающего «всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей».
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников — управляющих.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Цель данной работы-рассмотреть нормативы в социальном управлении.
Задачи работы:
1.определить содержание социального управления
2.рассмотреть законы социального управления, как фундамент формирования социальных нормативов управления.
3. определить существующие нормативы социального управления и принципы их взаимодействия в процессе управления.
Заключение
1. Духовно-нравственное и идеологическое регулирование общественной жизни тесно связано с нормативным, которое может быть охарактеризовано как количественное и качественное ориентирование субъекта управления при оценке состояния общественных процессов и тенденций их развития.
2. Социальные нормативы могут быть рассмотрены как разновидность социальных технологий, связанных с характеристикой оптимального состояния социального прогресса, составленной на основе изучения объективных закономерностей социального прогресса, его возможностей и потребностей.
3. В основе социальных нормативов, их качественной и количественной определенности лежит величина, характеризующая идеальную желаемую цель развития социального прогресса. Социальные нормативы могут быть классифицированы по разным основаниям, например, по сферам общественной жизни (экономическая, социально-политическая, духовно-культурная).
Возрастание роли нормативно-ценностного регулирования неразрывно связано со становлением гражданского общества, с повышением уровня его зрелости, с достижениями науки и все более полным использованием ее методов в практике управления.
Литературные источники
-
Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. -М.: Прогресс, 2002., С.698
-
Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом.- М.:МАУП, 2002., С.515
-
Атаманчук Г.В. Об идеологии российской государственности. Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность.-М.:Русь, С. 31—40.
-
Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихомиров Ю.В. Теория управления: Учебный курс. -М.:Экспресс, 2002., С.489
-
Без современных стратегий нет развития //Муниципальный мир. 1999. № 4.
-
Безопасность России. Современное понимание, обеспечение.- М.:Дело, 1998, С. 261.
-
Дмитриенко Г.А. Стратегический менеджмент. –М.:Наука, 2002., С.415
-
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учебное пособие. -М.:Наука, 2004, С.318
-
Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. 2-е изд.: Учебное пособие. -М.:Прогресс, 1999., С.148
-
Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. -М.:Наука, 2002, С.265
-
Карлоф Б. Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы. -М.:Прогресс, 2002, С.365
-
Маркс К. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
-
Основные направления среднесрочной программы социально-экономического развития России //Экономическая наука современной России. 1998. с.42
-
Системные проблемы России. Путь в XXI век //Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 2002с.12
-
Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. -Ростов-на-Дону.:Ростов, 2002, С.489
-
Щекин Г.В. Теория социального управления. –Киев-Москва: МАУП-КнЕУ, 2006., С.210
18.119.126.80
|