Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования тревожности подростков 5
1.1 Основные характеристики тревожности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 13
Глава 2. Исследование уровня тревожности и его влияния на саморегуляцию подростков 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Методики, применявшиеся в исследовании 20
2.3 Анализ результатов исследования тревожности подростков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Считается, что у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Однако именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становиться равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревожность девочек по своему содержанию отличается от тревожности мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков – насилие во всех его аспектах.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей тревожности и саморегуляции в подростковом возрасте.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование уровня тревожности и соморегуляции в подростковом возрасте.
Объект исследования: уровень тревожности подростков.
Предмет исследования: зависимость тревожности и саморегуляции в поведении подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что от уровня тревожности зависит умение управлять своим состоянием в подростковом возрасте.
Подробное описание диплома курсовой или реферата
|